15:29 / 09.04.2003Заложники

Обнародованные прокуратурой видеофрагменты показаний подозреваемых в организации убийства Тиграна Нагдаляна вызвали большой общественный резонанс.

Брат Армена Саркисяна Арам утверждает, что видеофрагменты сфабрикованы и его брату пытаются "пришить" дело. Говорилось это не в частных беседах, а с трибуны митинга, созванного по инициативе предвыборного блока "Справедливость", то есть от имени той самой единой политической радикальной силы, которая 25 мая намерена баллотироваться в парламент. А еще точнее, все это говорилось не только от имени семьи Саркисянов, а также от имени Степана Демирчяна, Вазгена Манукяна, Шаварша Кочаряна, Аршака Садояна и проч.

Зафиксируем: эти люди разделяют точку зрения Арама Саркисяна о невиновности Армена Саркисяна - в противном случае они выступили бы со своей оценкой ситуации. Но этого не произошло. И вряд ли потому, что эти люди в глубине души разделяют заверения Арама Саркисяна о невиновности Армена. Отнюдь. Просто предвыборная ситуация как нельзя больше располагает к политическому поведению в духе двойных стандартов.

После того как Вазген Манукян занял в предвыборном списке "Справедливость" третье проходное место, он вряд ли позволит себе заявить о том, что и о причастности кого бы то ни было к преступлению следует судить по результатам следствия и суда, и не следуя "аксиоме": "семья Спарапета вне подозрений". В. Манукян - заложник предвыборного списка, а потому он будет молчать (в лучшем случае) или защищать интересы известного клана. Что делать - положение заложника обязывает, ведь известно, что лидер Национально-демократического союза не рискнул выставить свою кандидатуру в мажоритарном округе, ибо его кандидатура заведомо непроходная. Другое дело - баллотироваться по списку и быть обязанным другим партиям своими видами на мандат! Лидер Национально-демократического союза окажется в НС благодаря имиджу Степана Демирчяна, отнюдь не себе любимому. А потому Манукян будет выполнять роль политической марионетки в руках лидеров "Справедливости", защищая интересы клановые, групповые, семейные, словом, делать все, что ему прикажут.

Почему молчит Шаварш Кочарян? Почему бы ему не порассуждать на любимую тему о справедливости, но по поводу выявления организаторов убийства Т. Нагдаляна? Почему бы не сказать, что правосудие должно быть для всех одинаковым, что перед законом должны быть все равны... Да, многое изменилось в характере этого деятеля с тех пор, как он оказался по одну сторону баррикады с теми, кто жестоко и прилюдно избивал его в зале заседаний парламента 26 сентября 19996 года. С тех пор и по сей день этот господин верой и правдой служит Степану Демирчяну и аодовцам в сапогах. Он такой же заложник предстоящей битвы за мандат, как и В. Манукян, потому что без поддержки Народной партии Армении и аодовцев он вряд ли окажется вновь в депутатском кресле, ибо с 1996г., как Манукян, промотал свой политический капитал, разменяв его на демагогию...

В обмен на поддержку на выборах любимец публики Аршак Садоян тоже не откажется повторить вслед за Армамом Саркисяном, что все показания о том, что Армен организовал убийство Нагдаляна, сфабрикованы, что семья Спарапета - вне подозрений, что Армен невиновен и проч. Роль заложников предвыборной баталии обязывает к двойным стандартам.

А самым большим заложником интересов чужой семьи оказался лидер Народной партии Армении (НПА) Степан Демирчян. Если вина Армена будет доказана, то лидер НПА окажется в весьма двусмысленной ситуации. Лидер единственной в составе блока "Справедливость" партии, способной в одиночку преодолеть необходимый барьер и обеспечить себе представительство в Национальном Собрании, не только вынужден выполнять роль тягловой силы для остальных партий и их лидеров, но и потакать при этом их интересам в ущерб собственной политической репутации.

Налицо все приметы того, что если даже вина Армена Саркисяна будет доказана в суде, это отнюдь не будет означать, что политическое поведение в духе двойных стандартов перестанет существовать в рамках "Справедливости" и лидеры входящих в состав блока партий единодушно осудят факт заказного убийства. Отнюдь. Эта радикальная публика уже продемонстрировала горячую приверженность личным прагматическим интересам. Они не осудят убийство, если это не будет выгодно им лично. Зато будут и впредь с помпой рассуждать о справедливости...

А в летописи новейшей политики они останутся как политики, защищающие интересы Семьи, ибо таков наглядный итог их политической карьеры. К этому они шли с 1988 года. Сегодня их политическая позиция - это позиция аодовцев в сапогах и сведена она к тезису "Мы не верим суду и следствию, если заказчик убийства брат Спарапета". "Это - позиция политических попрошаек, готовых за поддержку на выборах пойти на что угодно".

Опубликовано 5 апреля 2003 года

Автор:Гагик Манвелян