ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Не все вынужденные переселенцы из Нагорного Карабаха получили положенные денежные компенсации в Армении из-за бюрократических проволочек. Для переезжающих в Степанакерт одной из самых актуальных остается жилищная проблема - из-за дефицита жилья беженцам приходится селиться в офисах и магазинах.
Как писал "Кавказский узел", по данным с 15 ноября 2020 года по 10 февраля, в Нагорный Карабах из Армении в сопровождении российских миротворцев возвратились 52 388 человек.
Российские миротворцы учитывают не всех беженцев. Только к 30 ноября 2020 года без сопровождения российских военных из Армении вернулось около 30 тысяч жителей Нагорного Карабаха, сообщил министр территориального управления и развития региона Жирайр Мирзоян.
В настоящее время ведутся подсчеты жителей Нагорного Карабаха, которые вернулись домой, с целью "очистить базу данных и подвести статистику к реальным цифрам", сообщила 10 февраля корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь Миграционной службы Армении Нелли Давтян.
По ее словам, около 40 тысяч граждан Нагорного Карабаха, согласно регистрационным спискам, вернулось на родину на организованных министерством территориального управления и инфраструктур Армении автобусах. Однако сюда, отметила Давтян, не включены те граждане, которые вернулись в Нагорный Карабах иными путями, например, на собственной машине или на такси.
Нелли Давтян отметила, что данные министерства обороны России о возвратившихся жителях Нагорного Карабаха требуют корректировки, "Миграционной службе нужно около месяца для их уточнения", - добавила она.
"Единственным более или менее верным способом расчета является регистрация при въезде в Карабах граждан, причем обязательно все личные данные людей должны быть идентифицированы, чтобы не получилось так, что одного и того же человека считают по несколько раз. Еще нужно учитывать выезд граждан, что не делается, и получить сальдо", - отметила Давтян.
Около 1500 карабахцев на данный момент проживает на территории Армении в различных государственных приютах, общежитиях или гостиницах, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь министерства труда и социального обеспечения Армении Зара Манучарян. По ее словам, за проживание эти граждане не платят аренду.
По словам Манучарян, созданный в период обострения конфликта в Ереване круглосуточный Центр поддержки для переселенцев, который помогал беженцам из Нагорного Карабаха решать проблемы, в том числе с проживанием, уже не функционирует из-за оттока карабахцев.
"Сейчас очень редко мы на горячую линию получаем звонки от беженцев с просьбой помочь в вопросе жилья, но министерство готово обеспечить жильем в тех же общежитиях, приютах, если у кого-то будет такая необходимость", - отметила пресс-секретарь.
Кроме этого, по ее словам, государство разработало программу, бенефициарами которой являются хозяева квартир, приютивших карабахцев у себя дома. Правительство выдает им по 30 тысяч драмов в месяц (около 57 долларов). Данные по этой программе пока не обобщены. "В Армении хозяевам квартир, приютивших арцахцев (жителей Нагорного Карабаха), выплачивается ежемесячно 30 тысяч драмов, а в Арцахе (Нагорном Карабахе) бенефициары этой программы получают 45 тысяч драмов (примерно 86 долларов)", - отметила Манучарян.
Ранее министр труда и социального обеспечения Месроп Аракелян представил данные, согласно которым, по состоянию на 18 января, в рамках осуществляемых правительством Армении программ поддержки граждан Нагорного Карабаха, находящихся во время войны в Армении, осуществлено выплат на сумму более 15 миллиардов драмов (28,6 миллиона долларов).
Порядка 15 программ поддержки продолжаются. Лицам, чьи дома оказались на территории, перешедшей Азербайджану и живущим в настоящее время в Армении, уже предоставлено содействие на сумму более 200 млн драмов (почти 382 тысячи долларов). «Арцахским (карабахским) гражданам, которые зарегистрированы и проживали в общинах, перешедших сейчас под контроль Азербайджана, предоставляется единовременная выплата в размере 300 тысяч драмов (572 доллара) на каждого получателя", - сообщил Аракелян.
По другой правительственной программе каждому человеку, переехавшему из Нагорного Карабаха в Армению, предоставляется финансовое содействие в размере 68 тысяч драмов (почти 130 долларов) плюс еще 15 тысяч драмов (почти 29 долларов), если у него нет недвижимости в Армении.
Жители Нагорного Карабаха устраивают свою жизнь в Армении
Алена Аветисян вместе с семьей переехала в Ереван во время боевых действий в Нагорном Карабахе. Семья Алены потеряла дом и бизнес в Гадруте. Город они покинули, в чем были одеты. Сначала их семья поселилась в Горис в надежде, что вернутся в родной Гадрут, но после пришлось перебраться в Ереван. Сейчас они снимают квартиру за 150 тысяч драмов (286 долларов).
"У меня появилась идея печь пахлаву, чтобы облегчить немного наши заботы. Сейчас это мой маленький бизнес. Мы все надеемся, что вернемся в наш Гадрут", - рассказала Аветисян корреспонденту "Кавказского узла".
Армине Григорян вышла замуж за коренного шушинца. Ее семья вынуждена была покинуть родной дом и искать пристанище в чужом городе. В первый раз их семья бежала из Шуши в Степанакерт в начале карабахского конфликта, в 1988 году. В 1992 году они вернулась домой. Спустя 28 лет их настигла та же участь, в этот раз они переехали в Ереван.
В семье Армине шестеро детей. Старший успел жениться. «Все оставили, уехали - дом, построенный нашим прадедом еще в XIX веке, имущество. Только детей смогли вывезти. Мы и представить себе не могли, что город-крепость могут сдать", - рассказала Григорян корреспонденту "Кавказского узла".
Сейчас им приходится снимать квартиру в Ереване и платить за нее 150 тысяч драмов (286 долларов) в месяц. Государственную помощь, по ее словам, они не получают из-за неточностей в списках, в которые они не попали. "Государство выплачивает по 300 тысяч драмов (572 доллара) за потерю имущества, но из нашей многодетной семьи эти деньги получил только сын. Выплачиваемые 68 тысяч драмов (примерно 130 долларов) из нашей семьи получили только двое", - отметила она.
В Ереване, по словам Григорян, создан штаб, занимающийся вопросами переселенцев из числа жителей Шуши, куда она не раз обращалась с вопросами о предоставлении ее семье помощи, но проблема не решается. "Сотрудники штаба говорят, что проблем нет, но сама программа онлайн не принимает наши имена, какой-то сбой идет. В результате мы остаемся без денег", - рассказала она.
Григорян отметила, что вернулась бы в Нагорный Карабах. "В Шуши у нас был хороший бизнес. Здесь муж и дети устроились на работу, хоть и мизер получают, но там и вовсе останемся без работы. Плюс ко всему в Арцахе (Нагорном Карабахе) сейчас все неопределенно и небезопасно, пока не будет положительного сдвига в вопросе статуса территорий, возвращаться не имеет смысла", - отметила Григорян.
Власти Нагорного Карабаха компенсируют беженцам аренду
В семье Саргсян десять человек. Они жили в селе Карин Так Шушинского района. Женщины и дети покинули село в октябре, а мужчины принимали участие в боях. Сейчас семья поселилась в одном из гостевых домов в Степанакерте. Супруга главы семьи рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что за аренду они не платят, так как договор аренды хозяин гостевого дома подписал с министерством территориального управления и инфраструктуры, по линии которого и получает финансирование.
О жилищных проблемах беженцев в Нагорном Карабахе сообщил и автор блога "Нагорные повороты. Карабах" на "Кавказском узле". "Первое, что нужно людям, потерявшим свои дома - это жилье. Государство оплачивает аренду, но надо еще найти дом или квартиру, которую сдают внаем. Многие степанакертцы, которые в свое время прикупили по дешевке дома, сейчас сдают их втридорога, дороже даже, чем в Ереване", - написал он в публикации "Гадрутцы в Степанакерте".
Однако блогер привел и противоположные примеры. "Покажу обратный пример - пример человечности и благородства. Хозяйка самого центрального кафе Степанакерта (прямо рядом с площадью) решила, что сейчас, когда война унесла жизни тысячи молодых парней, когда многие семьи еще не нашли даже тела своих сыновей, ей не пристало открывать свое кафе. Она разделила кафе на две части и отдала его внаем многодетной семье из села Тох Гадрутского района. Понятно, что это исключение, редко кто так сделал, но знаю, что не только она одна. Дополнительную плату со своих жильцов хозяйка бара не берет, что положено государством - только это", - отметил он.
Житель Степанакерта на условиях анонимности рассказал корреспонденту “Кавказского узла” о том, что многие переселенцы из перешедших Азербайджану районов не смогли арендовать жилье в Степанакерте. При этом, по его словам, беженцы предпочитают селиться именно в Степанакерте, так как здесь проще найти работу, да и в плане безопасности столица предпочтительнее. "В селах небезопасно. Тем более что многие из них в результате войны стали приграничными. В нынешней ситуации, когда вокруг азербайджанцы, сельские общины более чем уязвимы", - отметил он.
По его словам, многие семьи беженцев вынуждены были поселиться в отведенных под офисы и магазины помещениях в многоквартирных домах. "Правительство Карабаха обещает хозяевам этих помещений финансирование в качестве арендной платы. Коммунальные затраты тоже компенсирует правительство", - добавил он.
Автор блога "Нагорные повороты. Карабах" на "Кавказском узле" отметил, что "ничего по-прежнему не ясно в дальнейшей судьбе людей, которые вернулись в Нагорный Карабах". "Все вернулось на круги своя: людей, чтобы получить положенную им помощь, гоняют из-за каждой бумажки, продуманно, чтобы многие отказались от того, что им полагается [...] Чем сейчас живет Степанакерт? Кто-то свой дом отстраивает, кто-то новую машину купил (у нас бум на внедорожники), а кто-то из тех, кто всего лишился, решил уехать", - написал он в публикации "Вот поворот какой - можешь махнуть рукой... Послевоенный Карабах" 4 февраля.
Ранее в эфире ArtsakhTV министр труда, социальных и жилищных вопросов Нагорного Карабаха Мане Тандилян отметила, что в списках беженцев имеются неточности, однако списки бенефициаров ведомство сверяет с данными министерства территориального управления инфраструктуры. Тандилян обратилась к жителям Нагорного Карабаха, которые по каким-то причинам лишились финансовой помощи, и предложила им обращаться в министерство территориального управления и инфраструктуры для решения проблем.
Она также отметила, что в Нагорном Карабахе жилищные проблемы решаются поэтапно. На первом этапе планируется заселить граждан, потерявших жилье, в обустроенные дома в сельских общинах Шушинского, Мартакертского, Аскеранского районов. Им также предлагаются средства для занятия сельским хозяйством. "Для государства стратегическое значение, в том числе с точки зрения продовольственной безопасности, имеет заселение в первую очередь сельских общин", - отметила Тандилян.
Она добавила, что для тех, кто из-за отсутствия жилья не может вернуться в Карабах, со стороны правительства делается все, чтобы ускорить решение проблемы. А пока они находятся на территории Армении, власти Армении сами разными программами вовлекают их во временные работы. "Почему временные? Чтобы эти люди при первой возможности вернулись на свою родину", - добавила Тандилян.
Боевые действия во время осеннего обострения конфликта в Нагорном Карабахе велись с 27 сентября по 9 ноября 2020 года. В результате Нагорный Карабах утратил контроль над двумя третями территории. Какие территории Азербайджан получил по условиям мирного соглашения, можно увидеть на подготовленной "Кавказским узлом" карте. Также на "Кавказском узле" опубликована карта размещения военных из России в Нагорном Карабахе. С информацией об этом обострении карабахского конфликта можно ознакомиться в справке "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?" и хронике боевых действий.
Материалы о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Карабах: худой мир или война?".