00:54 / 15.12.2020Условный срок запросило обвинение для ростовского Свидетеля Иеговы* Алыева

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Обвинение запросило три года условно и год ограничения свободы для ростовского Свидетеля Иеговы* Руслана Алыева, обвиняемого в участии в экстремистской организации. Защита попросила оправдать его. Сам Алыев назвал обвинения нелепыми.

Как писал "Кавказский узел", двое ростовских Свидетелей Иеговы* - Руслан Алыев и Семен Байбак - были задержаны 10 июня 2019 года и с тех пор находятся под домашним арестом. В сентябре 2020 года в суде Ростова-на-Дону были заслушаны сделанные оперативниками записи разговоров Руслана Алыева с единоверцами, а также изучены записи богослужений. По мнению адвоката, экстремизма в действиях верующих, которые собираются и совершают богослужения, нет. Во время допроса в суде 4 декабря Алыев заявил, что в его действиях не было экстремизма, и он не участвовал в деятельности каких-либо запрещенных организаций.

Руслана Алыева следствие считает участником религиозного объединения, в отношении которого судом принято решение о запрете. Семен Байбак был обвинен в организации экстремистской деятельности, однако затем к его делу добавили статью о финансировании экстремистской организации. Оба верующих не признают вины и считают вменяемые им действия реализацией конституционного права на свободу вероисповедания. Еще девять ростовских Свидетелей Иеговы* находятся под стражей.

В Ленинском районном суде Ростова-на-Дону 14 декабря состоялись прения по делу Руслана Алыева, следует из аудиозаписи заседания, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла".

Прокурор Алексей Чебриков заявил, что "причастность подсудимого к инкриминируемым ему деяниям у государственного обвинения не вызывает сомнений, поскольку это подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств".

"По итогам судебного следствия считаю, что обвинение нашло своё подтверждение в полном объёме, квалификация действий подсудимого является правильной", - начал прения гособвинитель.

Прокурор сообщил суду, что 27 сентября 1999 года в качестве юридического лица была зарегистрирована местная религиозная организации Свидетели Иеговы* "Центральная, Ростов-на-Дону", которая являлась структурным подразделением "Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России"*, однако 20 апреля 2017 года "Управленческий центр"* и входящие в него религиозные организации были запрещены Верховным судом как экстремистские.

"Апелляционным определением Верховного суда РФ решение было оставлено без изменений и вступило в силу. «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России»* и все входящие в его структуру организации были включены в «Перечень организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности». Кроме того, решение Верховного суда было официально опубликовано в «Российской газете», чем было доведено до сведения граждан и общественности», - сказал прокурор, посчитав, что о решениях суда Алыев "не знать не мог, так как все сведения были опубликованы в свободном доступе".

Алыев, "достоверно зная о вышеуказанных обстоятельствах, в период времени с 22 июля 2018 по 20 мая 2019 года умышленно и осознанно, соблюдая меры предосторожности и придерживаясь принципа скрытности, принимал участие в деятельности запрещенной религиозной организации, в том числе путем проведения бесед для пропаганды и участия в мероприятиях", заключил гособвинитель.

Прокурор также повторил из обвинительного заключения даты, в которые Алыев, по версии обвинения, принимал участие "в коллективных религиозных собраниях посредством сети Интернет, в ходе которых изучалась книга «Священное писание — перевод Нового мира»". Также на собраниях "модерировались ситуации общения с сотрудниками правоохранительных органов".

Кроме этого, по утверждению прокурора, Алыев вместе с другим верующим, "в отношении которого дело вынесено в отдельное производство", встречался в торговом центре "Рио" с местным жителем "в целях пропаганды деятельности" "Свидетелей Иеговы"*.

Гособвинитель считает, что участие Алыева в экстремистской организации подтверждается "детализацией его телефонных переговоров и результатами оперативно-разыскной деятельности", в том числе "фонограммами собраний, результатами фоноскопических и лингвистических экспертиз", а при обыске у Алыева и других обвиняемых была изъята "запрещенная религиозная литература".

Вина Алыева "подтверждается показаниями специалистов и свидетелей", в частности секретного свидетеля под псевдонимом "Андрей", который "опознал Алыева по фотографии после встречи", а "позиция по непризнанию подсудимым себя виновным опровергается доказательствами", отметил он.

Гособвинитель попросил признать Алыева виновным и, "принимая во внимание характер и степень общественной опасности преступлений", без отягчающих и смягчающих обстоятельств, назначить ему три года лишения свободы условно, с ограничением свободы на один год и испытательным сроком четыре года.

Министерство юстиции в апреле 2017 года добилось в Верховном суде решения о ликвидации всех организаций Свидетелей Иеговы* в стране как экстремистских. "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России"* и все его местные филиалы вошли в перечень запрещенных организаций. В Ростовской области по состоянию на 30 марта 2017 года действовали 13 местных религиозных организаций "Свидетели Иеговы"*, говорится в справке "Свидетели Иеговы* – экстремисты или жертвы беззакония?", опубликованной на "Кавказском узле".

Защита заявила об отсутствии признаков экстремизма в деятельности Алыева

В свою очередь, адвокат Алыева Роман Какасьев заявил, что, по мнению защиты, отсутствует само событие преступления.

В действиях Алыева отсутствовали какие-либо признаки экстремизма, высказался адвокат. "Из содержания решения Верховного суда РФ от 20 апреля 2017 года следует, что «Управленческий центр» был ликвидирован «в связи со ввозом на территорию РФ печатных материалов, признанных судом экстремистскими, хранение и распространение», иных экстремистских действий не выявлено", - зачитал он.

В федеральном законе очерчено понятие экстремистской деятельности, это насильственное изменение основ конституционного строя, публичное оправдание терроризма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и другие признаки, которых нет в деятельности Алыева, подчеркнул Роман Какасьев. В соответствии с протоколом обыска экстремистской литературы, в том числе на электронных носителях, в квартире Алыева не обнаружено, обратил внимание суда юрист.

Запрещенным является лишь одно из изданий книги "Священное писание — перевод Нового мира" от 2014 года, а допрошенный в суде специалист-религиовед пояснял, что выяснить, какое именно издание обсуждалось на богослужениях, из данных материалов невозможно, сказал адвокат Какасьев. На видеозаписях и фонограммах богослужений "отсутствуют признаки противоправности и признаки экстремизма", заявил он.

Роман Какасьев указал, что Верховным судом были ликвидированы юридические лица, а не вероучение Свидетелей Иеговы* как таковое, процитировав определение суда и 28-ю статью Конституции РФ о гарантии каждому "свободы совести, свободы вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой".

"Подробный анализ позволяет сделать вывод о том, что в деятельности Алыева отсутствуют какие-либо противоправные действия, тем более признаки экстремизма", - высказался Какасьев. Он попросил оправдать своего подзащитного в связи с отсутствием события преступления.

Алыев назвал нелепым обвинения в свой адрес

Сам Руслан Алыев обратил внимание, что обвинение дает оценку вероучению, чего не прописано в решении Верховного суда, а экспертизы его религиозных убеждений проведено не было. Тринадцать пунктов из понятия экстремистской деятельности, записанного в федеральном законе, свидетелями приведены не были, сказал он. Доказательств в подтверждение того, что события на видеозаписях - встречи ликвидированного юридического лица, на которых обсуждались экстремистскими материалами, приведено не было, посчитал он.

"Это нелепое обвинение. Это все равно, что нарисовать овцу с клыками и когтями: на бумаге это получится, но в жизни она не такая. Как я говорил в показаниях ранее, мои родители изначально к разным религиозным группам относятся: отец - мусульманин, а мама - христианка. Я хорошо знал о православии, католицизме и об исламе, меня это интересовало, я исследовал и другие религии. Когда я с позволения родителей стал общаться со Свидетелями, я получил ответы на вопросы. В 19 лет я стал Свидетелем Иеговы*. Я определился с выбором своих религиозных взглядов [...] В нашем городе много людей с разными верованиями. То, что для нас приемлемо, они могут считать оскорбительным для представителей других религий. Чтобы не было непонимания, я изучал различные религии. Когда говорится, что я разжигаю рознь, это смешно звучит. Я потратил много лет, чтобы жить с людьми других религий без конфликтов", - сказал в последнем слове Алыев.

"Для веры в Бога мне не нужны юридические лица и организации. Со временем я заключил законный брак. Буквально недавно мы отпраздновали десятую годовщину свадьбы. Звучало, что Свидетели Иеговы* ничего не празднуют, это не так [...] Я счастлив служить Богу и буду служить ему всю жизнь", - завершил свою речь Руслан Алыев.

"Время под домашним арестом, период следствия - не самые приятные эпизоды жизни. Так как судом были наложены все, предусмотренные в Уголовно-процессуальным кодексом, ограничения, включая запрет на общение с кем-либо и пользование интернетом, то о возможности Руслану работать не могло идти и речи. Мы неоднократно заявляли об этом на судах, но на что там живут «преступники» - никого не интересует. Работать приходится мне одной. Без помощи родителей, друзей и единоверцев было бы невозможно справиться с бременем. На наших отношениях в семье, тем не менее, это не сказалось отрицательно - мы живем по библейские принципам, поэтому отношения стали еще более крепкими", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" супруга верующего Кристина Алыева.  

Новости о преследовании Свидетелей Иеговы* в России "Кавказский узел" отслеживает на тематической странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*".

* 396 российских организаций Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.

Автор:Константин Волгин