В беседе с IWPR Лорд Джадд, для которого это интервью стало первом после его ухода с поста докладчика ПАСЕ по Чечне, говорит о том, что спонсируемый Советом Европы политический диалог необходимо продолжать.
Лорд Джадд, который 23 марта нынешнего года сложил с себя полномочия докладчика Парламентской Ассамблеи Совета Европы по Чечне, говорит о необходимости проведения при поддержке этой организации новой политической конференции с участием чеченских повстанцев.
С этой идеей британский пэр официально выступал и прежде, до того, как в ответ на отказ Москвы отложить референдум по Конституции в Чечне он отказался от дальнейшего пребывания на своем посту. "Совет должен организовать семинар или слушание, участвовать в котором будут представители всех заинтересованных сторон, а также чеченские боевики из числа тех, кто готов прийти, обсудить политический процесс и пути обеспечения в нем положительных сдвигов", - заявил Лорд Джадд в интервью, данном им на этой неделе в Палате Лордов в Лондоне.
Предложение Лорда Джадда планируется рассмотреть на сессии Парламентской Ассамблеи на следующей неделе. Но по его словам, сроки и место проведения этого мероприятия не имеют принципиального значения. Важнее то, что обсуждение будет "широким", с участием сторонников различных позиций, представленных в конфликте.
С тех пор, как в 1999 году началась вторая чеченская война, Парламентская Ассамблея Совета Европы, головной офис которой расположен в Страсбурге, является самой активной из международных организаций, осуществляющих мониторинг конфликта. Россия является членом ПАСЕ с 1996 года.
Лорд Джадд, в прошлом представитель Лейбористской партии парламента, руководитель благотворительного фонда Oxfam, принял на себя обязанности докладчика в 1999 году и с тех пор часто посещал Чечню.
Он вызвал недовольство Москвы - за едкую критику ее политических решений и некоторых правозащитников, по мнению которых, он обращал недостаточно внимания на ситуацию в сфере защиты прав человека. В качестве приоритета лорд Джадд провозгласил политический диалог. Два года назад он попытался организовать переговоры в Страсбурге с участием представителей сепаратистского правительства Аслана Масхадова.
Но его либеральный подход к решению проблемы вошел в противоречие с решением Москвы провести 23 марта референдум по новой Конституции Чечни.
Этот документ недвусмысленно называет республику частью Российской Федерации и стал предметом горячих споров как в самой Чечне, так и в Москве. И ни одна международная организация, в том числе и Совет Европы, не направили наблюдателей для осуществления мониторинга за ходом голосования.
На этой неделе российские власти сообщили, что участие в референдуме приняло 90 процентов электората Чечни, 96 процентов из них проголосовали за принятие новой Конституции.
Президент Владимир Путин приветствовал итоги референдума, который, как он сказал, "разрешил последнюю серьезную проблему, связанную с территориальной целостностью России". Тут же он пообещал активизировать восстановительные работы в Чечне.
Однако после того, как противники проведения референдума призывали к бойкоту, а журналисты сообщали о низкой активности на избирательных пунктах, законность состоявшегося голосования признают немногие. В числе вызывающих сомнение результатов тот факт, что подавляющее большинство жителей традиционно воинственного района Ведено, где родился один из лидеров чеченских повстанцев Шамиль Басаев, проголосовали за принятие новой Конституции.
В ходе своего последнего визита в Чечню в январе нынешнего года Лорд Джадд заявил, что не следует проводить референдум без предварительного обсуждения политических альтернатив. Он доложил Парламентской Ассамблее о намерении снять с себя полномочия докладчика по Чечне, если референдум все-таки состоится. А 23 марта он привел свое решение в исполнение.
"То, как русских взбесило мое сообщение о намерении уйти с поста докладчика по Чечне, доказало, что мое решение было правильным", - сказал Лорд Джадд в беседе с IWPR.
Он выражает опасения, что, пользуясь принятием Конституции, Москва заблокирует другие политические инициативы.
"Конечно, все может осложниться [ситуация в Чечне], поскольку теперь у Москвы больше поводов для уверенности в себе, там будут говорить, что теперь у них есть власть. Кроме того, война ведь продолжается, и продолжаются сделки вокруг нее - тайные сделки - так что давление со стороны международного сообщества для них будет не слишком чувствительным".
Парламентской Ассамблее еще предстоит решить, назначать ли нового докладчика на место Лорда Джадда. Сам он выражает удовлетворенность тем, что Чечня включена в список вопросов первостепенной важности, представленных на рассмотрение трем комитетам Ассамблеи.
Рудольф Биндиг, представитель Германии, член Комитета по правовым вопросам и правам человека, навлек на себя гнев российской стороны, когда в начале марта он выступил с предложением учредить международный трибунал для рассмотрения военных преступлений, совершенных в Чечне.
Еще до референдума президент Парламентской ассамблеи Питер Шейдер, президент Парламентской Ассамблеи, писал в московской газете "Известия", что ситуация с защитой прав человека в Чечне " достойна сожаления", что "российские власти должны делать больше, чем делалось ими до сих пор, и незамедлительно, если они хотят заручиться доверием и участием народа Чечни в том политическом процессе, начало которому призван положить референдум".
Джадд выразил надежду, что Совет, который на сегодняшний день является самым старым из работающих европейских институтов, продолжает рассматривать урегулирование чеченского вопроса в качестве приоритета. Комментируя свою инициативу проведения конференции, он сказал: "На мой взгляд, что Совет Европы может сделать, так это обеспечить распространение такого подхода к проблеме, чтобы все больше людей смотрели на нее с разных точек зрения".
Доказывая необходимость пригласить для участия в конференции повстанцев, он заявил: "Среди боевиков имеются различные элементы, в том числе и те, кто борется на стороне того, что вы и я называем политической целью".
"Есть и такие, кто защищает джихад, радикальный исламизм и потому далеки от того, что мы с вами признаем политической целью. Зачем делать их сильней! Других же необходимо вернуть назад в политический процесс".
По словам Джадда, он по-прежнему будет иметь дело с Чечней, однако отныне только в качестве "простого члена" Парламентской Ассамблеи. И хотя, говорит он, его ругают в Москве, среди российских коллег немало тех, кто выразили свою поддержку.
Несколько раз на протяжении интервью теперь уже бывший докладчик по Чечне выразил искреннюю надежду на то, новая политика Москвы в отношении Чечни будет эффективной. Однако, тут же добавлял он, судя по тому, что ему довелось увидеть в республике, этому скорее всего не бывать.
"Знает Бог, что я желаю мира и безопасности чеченскому народу. Мне остается надеяться, что придет время и окажется, что это я, а не русские, был неправ, что все мои сомнения и цинизм совершенно необоснованны. Но пока я думаю по-другому".
Опубликовано 20 марта 2003 года