Лидеры стран Южного Кавказа в целом поддерживают возглавляемую США кампанию в Ираке, однако опасаются возможных последствий для региона, расположенного недалеко от зоны конфликта.
Лишь 750 км разделяют столицу Армении Ереван и Багдад, расстояние до двух других южно-кавказских столиц - Баку и Тбилиси - немногим больше. Однако вероятность того, что этим трем странам придется иметь дело с новыми потоками беженцев, не столь велика, как та, что по ним пройдется ударная волна, спровоцированная конфликтом, который несет большие перемены.
19 марта два из этих трех государств - Азербайджан и Грузия - были объявлены Госдепартаментом США частью состава "коалиции добровольцев", насчитывающей 30 государств, объединившихся для борьбы с Саддамом Хусейном.
Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе является одним из наиболее активных сторонников позиции Штатов. Без обиняков он говорит о том, что поддерживать Вашингтон "в интересах Грузии". 20 марта президент заявил, что "если появится необходимость", США будет разрешено использовать грузинские военные аэродромы и всю военную инфраструктуру в этой войне. США пока не воспользовались этим предложением.
Президент отметил, что он совершил ошибку, когда 12 лет назад, во время первой иракской кампании, будучи министром иностранных дел СССР, не посоветовал государственному секретарю США Джеймсу Бейкеру ввести американские войска в Багдад, так как считал, что это приведет к большим человеческим жертвам.
Не столь экспансивен в выражении поддержки действиям Вашингтона азербайджанский лидер Гейдар Алиев. Баку не дал разрешения США использовать азербайджанские аэродромы для нападений на Ирак, хотя американцам предоставлено право пролета над азербайджанской территорией. Заместитель директора авиакомпании АЗАЛ Сабир Илиасов в беседе с информационным агентством ТУРАН сообщил, что аэропорт Баку готов принять для дозаправки направляющиеся в Ирак самолеты, однако, по его словам, никаких запросов на этот счет пока не поступало.
Похожа позиция Турции: страна прозападной ориентации, имеющая тесные связи с Вашингтоном, не спешит, понимая, что большая часть населения не приемлет войны против братского мусульманского государства.
17 марта азербайджанская газета "Ени Мусават" сообщила, что у иракского посольства в Баку собираются добровольцы, желающие помочь жителям Ирака защищать багдадский режим.
Армения оказалась наиболее амбивалентной из трех южнокавказских стран, и позиции ее близки тем, что занимает ее сильнейший союзник - Россия. Министр иностранных дел страны Вартан Осканян призвал предоставить ООН больше времени для мирного урегулирования иракской проблемы.
Некоторые жители республики опасаются, что в качестве награды за поддержку в антииракской кампании США будут способствовать политическому и экономическому укреплению Турции - исторического врага Армении.
С мнением, которое выразила Анаит Степанян, занимающаяся педагогической деятельностью в Ереване, согласятся многие: "Чем сильнее Турция, тем хуже для нас. Турция хочет уничтожить курдов так же, как однажды она организовала геноцид армян. А это плохо для всех".
С Ираком Армению связывают тесные отношения - на протяжении долгого уже времени там проживает армянская община численностью в 20,000 человек. В феврале 2002 года в Багдаде открылось посольство Армении. В связи с началом боевых действий были приняты меры по эвакуации армянских дипломатов из иракской столицы. Попытаться покинуть Ирак могут и представители обосновавшейся здесь армянской диаспоры.
Однако в силу своего географического положения Южный Кавказ, по всей вероятности, избежит необходимости принимать беженцев, которым прежде, чем попасть в регион, пришлось бы пройти через Иран. На данный момент в Азербайджане зарегистрировано 14 беженцев из Ирака. Опеку над ними взял Верховный Совет ООН по делам беженцев.
На всякий случай председатель Госдепартамента разведки Грузии Автандил Иоселиани заявил, что Грузии не справиться с новым потоком беженцев. "Проявление гуманности в отношении чеченских беженцев обернулось для Грузии панкисской проблемой", - сказал Иоселиани журналистам.
Не раз в прошлом году грузинские политики выражали тревогу по поводу того, что Москва может использовать войну в Ираке в качестве предлога для нанесения удара по Панкисскому ущелью, которое она называла убежищем чеченских боевиков. Сегодня этот страх, кажется, прошел, однако некоторых местных аналитиков не прекращает беспокоить тот факт, что Тбилиси, быть может, уж слишком открыто встал на сторону Соединенных Штатов.
Политолог Рамаз Климиашвили считает, что в политическом плане Грузия, безоговорочно заявив о поддержке войны в Ираке, противопоставила себя Европе, и это обстоятельство может серьезно отразиться на перспективе ее интеграции в европейские структуры. "Грузинские руководители, видимо, уже в ближайшее время, - после того, как в связи с иракскими событиями вздорожает бензин и в стране начнется всплеск инфляции, - поубавят свой воинственный пыл", - сказал Рамаз Климиашвили в интервью агентству "Прайм-ньюс".
В свою очередь, глава Государственной Нефтяной Компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) заявил, что война в Ираке вряд ли негативно скажется на осуществлении основного экономического проекта - строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Однако Алиев не делает прогнозов касательно того, какими будут последствия для Азербайджана - небольшой страны, почти полностью зависящей от доходов от производства нефти, в том случае, если США удастся установить контроль над Ираком, вторым по величине экспортером нефти.
Опубликовано 25 марта 2003 года
Редакторы IWPR:
Маргарита Ахвледиани (Тбилиси)
Шахин Рзаев (Баку)
Марк Григорян (Ереван)
Том де Ваал (Лондон)