ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Военные действия в зоне карабахского конфликта; распространение коронавируса на Кавказе; завершение расследования убийства в Дагестане журналиста Хаджимурада Камалова; передача в суд дела лидеров протестов в Ингушетии; объединение депутатов Народного хурала Калмыкии против главы республики Хасикова - об этих событиях читайте в подготовленном "Кавказским узлом" обзоре основных событий на Кавказе за неделю, с 28 сентября по 4 октября 2020 года.
Военные действия в зоне карабахского конфликта
Начавшиеся в ночь на 27 сентября бои с применением бронетехники и артиллерии в зоне карабахского конфликта продолжались всю неделю. По данным министерства обороны Нагорного Карабаха к 3 октября погибло 208 военнослужащих. Число жертв среди мирных жителей с 27 сентября по 4 октября в непризнанной республике составило 18 человек, ранены около 80. В их числе жители Степанакерта, который подвергся ракетным обстрелам. Власти Азербайджана не озвучивают число боевых потерь. При этом 4 октября появилась информация, что в результате обстрелов погибли 24 мирных жителя страны и ранены 111, в их числе жертвы ракетного обстрела Гянджи – второго после Баку по величине и численности населения города Азербайджана. Этот обстрел велся со стороны Армении. Также азербайджанская сторона сообщала о ракетных обстрелах городов Тертер и Горадиз, отметив, что эти обстрелы велись со стороны Нагорного Карабаха. Вечером 4 октября азербайджанская сторона сообщила о ракетных обстрелах городов Мингячевир и Тертер, а также районов Хызы и Абшерон.
В прифронтовых районах Азербайджана и Нагорного Карабаха разрушены дома, школы и больницы, жители пытаются перебраться в безопасные места, а некоторые вынуждены прятаться в подвалах, указал 3 октября Международный комитет Красного Креста. Обе стороны конфликта сообщают о больших потерях военной техники противника, не называя при этом свои. 1 октября под обстрел в городе Мартуни на востоке Нагорного Карабаха попала группа иностранных журналистов. Ранения получили двое французских и двое армянских журналистов, сообщили власти Армении.
Важное отличие нового витка длящегося больше трех десятилетий конфликта - боевые действия идут по всей линии фронта, а противоборствующие объявили военное положение и мобилизации, говорится в справке "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?"
3 октября вечером президент Азербайджана объявил о том, что азербайджанскими военными занято село Мадагиз, а позднее о взятии под контроль сразу семи сел: Талыш Тертерского района, Мехдили, Чахырлы, Ашагы Маралйан, Шайбей и Гуйджаг Джебраильского района, Ашагы Абдуррахманлы Физулинского района. 4 октября Ильхам Алиев заявил, что азербайджанская армия заняла город Джебраил и несколько сел Джебраильского района. Однако армянская сторона назвала эту информацию не соответствующей действительности.
Аналитики предположили, что Армения и Азербайджан не пойдут на развязывание полномасштабной войны, если в конфликт не ввяжутся третьи страны. При этом Армения считает, что в конфликте уже участвуют турецкие военно-воздушные силы. Так, 29 сентября Минобороны Армении заявило, что турецкий многофункциональный истребитель F-16 сбил штурмовик Су-25 воздушных сил Армении, пилот погиб. Власти Турции эту информацию опровергли, а Минобороны Азербайджана заявило, что в арсенале авиационных средств ВВС страны нет истребителей F-16. 4 октября власти Армении обвинили Турцию в причастности к обстрелам населенных пунктов в Нагорном Карабахе и попросили Европейский суд по правам человека отреагировать на это. Также Азербайджан и Армения обменялись обвинениями в использовании боевиков с Ближнего Востока.
Статистика распространения коронавируса на Кавказе
На Южном Кавказе по итогам недели лидерство как по общему числу инфицированных, так и по количеству смертельных случаев от COVID-19 сохранила Армения. Эта же страна лидирует и по приросту инфицированных за прошедшую неделю. К вечеру 4 октября число зараженных в Армении достигло 53496 (прирост за неделю - 4096), в Азербайджане - 40691 (прирост - 668), в Грузии - 8118 (прирост - 2864), в Абхазии - 1716 (прирост - 584), в Нагорном Карабахе - 421 (без изменений), в Южной Осетии - 102 (прирост - 9). В Армении уже 977 человек умер от коронавируса, в Азербайджане - 596, в Грузии - 50, в Абхазии - 13, в Нагорном Карабахе - 2 (по данным на 20.00 мск 4 октября).
На главной странице "Кавказского узла" шесть раз в сутки обновляется карта с указанием числа случаев заражения коронавирусом на юге России и в странах Южного Кавказа. Подробная информация о динамике распространения вируса и мерах, принятых властями, собрана в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа".
Растет число инфицированных коронавирусом и на юге России. Если, по данным на вечер 27 сентября, было известно о 123834 инфицированных во всех южных регионах страны, то к вечеру 4 октября общее число зараженных COVID-19 составило 131029 (прирост за неделю - 7195). Лидер по числу инфицированных за неделю не изменился, это Ростовская область с 22805 инфицированными. На втором месте Ставропольский край с 16678 инфицированными. В Волгоградской области COVID-19 диагностирован у 15603 человек. В Краснодарском крае зафиксировано 14387 случаев заражения коронавирусом, в Дагестане - 13768, в Кабардино-Балкарии - 7877, в Карачаево-Черкесии - 7353, в Астраханской области - 7301, в Калмыкии - 6735, в Северной Осетии - 5960, в Ингушетии - 5884, в Адыгее - 4227, в Чечне - 2451.
Число умерших от коронавируса за неделю также выросло: с 2324 до 2496 (прирост за неделю - 172). За неделю лидер по печальной статистике также не изменился - это Дагестан, где с начала пандемии уже 642 случая смерти. Второе и третье место по этому показателю занимают Ростовская область, где умерли 532 человека с диагнозом коронавирус, и Ставропольский край с 331 умершим. В Краснодарском крае 291 летальный случай, в Волгоградской области - 152, в Астраханской области - 119, в Кабардино-Балкарии - 97, в Ингушетии зафиксировано 83 смерти, в Калмыкии - 75, в Северной Осетии - 70, в Чечне - 40, в Адыгее - 35, в Карачаево-Черкесии - 29 (по данным на 20.00 мск 4 октября).
Многим пациентам в Дагестане ставился диагноз "внебольничная пневмония". К 24 июля от внебольничной пневмонии в республике, по данным регионального Минздрава, умерли 1194 человека, а число жертв коронавируса на ту же дату составляло 431. 25 августа Управление Роспотребнадзора по Дагестану сообщило, что число случаев заболевания внебольничной пневмонией в январе-июле текущего года в 7,9 раза превысило показатель аналогичного периода 2019 года. Руководитель правозащитной организации "Монитор пациента" Зияутдин Увайсов предположил, что пациенты с пневмонией в действительности умерли от коронавируса, говорится в справке "Кавказского узла" "Особый дагестанский коронавирус".
Завершение расследования убийства в Дагестане журналиста Хаджимурада Камалова
Дело об убийстве учредителя газеты "Черновик" Хаджимурада Камалова направлено в Генпрокуратуру для утверждения обвинительного заключения, отчитался 29 сентября Следком. Заказчиком преступления назван бывший вице-премьер Дагестана Шамиль Исаев, который в январе текущего года приговорен к четырем годам и шести месяцам колонии по делу о присвоении 56,4 миллиона рублей. Напомним, Хаджимурад Камалов, который озвучивал свою позицию по самым разным темам - от противостояний религиозных общин до проблем коррупции, вооруженных конфликтов и свободы СМИ, был расстрелян 15 декабря 2011 года. Родные и коллеги Хаджимурада Камалова сумели добиться передачи дела о его убийстве в центральный аппарат Следственного комитета России в марте 2018 года. Следователи завершили расследование дела, не изучив все версии, заявили адвокаты двух обвиняемых. Родные убитого поспорили об эффективности расследования дела.
Передача в суд дела лидеров протестов в Ингушетии
Верховный суд России, вопреки позиции защиты, предписал рассматривать на Ставрополье дело семи лидеров ингушского протестного движения, сообщил 28 сентября Правозащитный центр "Мемориал". Напомним, в Магасе 26 марта 2019 года жители Ингушетии без разрешения властей продлили акцию протеста против передела границы с Чечней, а утром 27 марта произошли стычки протестующих с силовиками. С начала апреля того же года в республике прошли массовые аресты оппозиционеров. Железноводский горсуд на Ставрополье с декабря 2019 года выносит приговоры участникам митинга. Рядовые участники митинга обвиняются в нападениях на силовиков, а организаторы — в создании экстремистского сообщества. Дело лидеров протестного движения — Ахмеда Барахоева, Мусы Мальсагова, Исмаила Нальгиева, Зарифы Саутиевой, Малсага Ужахова, Багаудина Хаутиева и Бараха Чемурзиева, которых ПЦ "Мемориал" считает политзаключенными - передано в Кисловодский городской суд. Ожидается, что процесс начнется в конце октября или в ноябре.
Объединение депутатов Народного хурала Калмыкии против главы республики Хасикова
Глава Калмыкии Бату Хасиков неспособен добиться улучшения ситуации в республике в условиях пандемии и засухи, заявили депутаты Народного хурала от «Единой России», КПРФ и «Справедливой России» в открытом письме к президенту страны. Обращение датировано 25 сентября, депутат парламента республики от «Единой России» Арслан Кусьминов опубликовал его на своей странице в соцсети ночью 30 сентября. Письмо подписали девять депутатов, в том числе руководители всех парламентских партий. 1 октября на специально созванной пресс-конференции лидеры всех трех парламентских партий заявили, что на ближайшей сессии Народного хурала, которая должна пройти до конца октября, будет вынесен вотум недоверия Хасикову.