ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Глава ростовских стройкомпаний "РостЖилСтрой" и "ВиватСтрой" Игорь Бондаренко признан виновным в хищении более 138 миллионов рублей у дольщиков и приговорен к восьми годам колонии. Потерпевшие намерены через суд добиваться возмещения денег, потраченных на покупку квартир в недостроенных домах.
Как писал "Кавказский узел", в конце февраля 2019 года Октябрьский районный суд Ростова-на-Дону начал рассматривать уголовное дело в отношении Игоря Бондаренко, обвиняемого в обмане 263 дольщиков. На заседании 1 апреля 2019 года обманутые дольщики рассказали, что при покупке квартир менеджеры уверяли, что сами купили такие же, а дом проверен тремя банками. Когда проблемы застройщика стали очевидны, он просил не обращаться "ни в прокуратуру, ни в суд", обещая, что строительство возобновится, сообщили потерпевшие.
Обвиняемого застройщика взяли под стражу в зале суда
Оглашение приговора по делу Игоря Бондаренко сначала было запланировано на 14 августа, однако "в связи с большим объемом обвинения" секретарь заседания объявил о переносе заседания на 10.00 утра 18 августа, а в 10.00 утра нескольким собравшимся потерпевшим сообщили о переносе на 14.00 мск, однако заседание началось с часовым опозданием. Судья зачитал только вводную и резолютивную части приговора, передал корреспондент "Кавказского узла", который был единственным представителем СМИ в зале заседаний.
Согласно решению суда, Игорь Бондаренко признан виновным в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК России) и в отмывании денег в особо крупном размере (п. "б" ч. 4 ст. 174.1 УК России). По совокупности совершенных преступлений суд приговорил Бондаренко к восьми годам колонии общего режима со штрафом в миллион рублей. Помимо этого Бондаренко также приговорен к 1,5 года ограничения свободы — после освобождения из колонии осужденному нельзя будет выходить из дома с 22.00 до 06.00 мск, покидать территорию муниципалитета, посещать массовые мероприятия, менять место жительства или работы без согласия надзорных органов, а также необходимо "являться в специализированные госорганы два раза в месяц для регистрации".
Бондаренко также лишен права заниматься "деятельностью по выполнению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в коммерческих организациях" на три года. Вместе с этим в срок застройщику зачли время содержания в СИЗО и под домашним арестом.
Имущество Бондаренко на сумму ущерба — более 138 миллионов рублей суд постановил передать в доход государства, зачитав длинный перечень объектов с кадастровыми номерами. За потерпевшими дольщиками признано право обратиться в суды с отдельными гражданскими исками. Судья отметил, что приговор в законную силу не вступил и может быть обжалован.
Игоря Бондаренко взяли под стражу в зале суда, он отреагировал на приговор спокойно, сообщил корреспондент "Кавказского узла".
По версии следствия, Бондаренко, являясь фактическим руководителем аффилированных организаций "РостЖилСтрой" и "ВиватСтрой", с ноября 2012 года по октябрь 2016 года похитил денежные средства участников долевого строительства домов, расположенных в Ростове-на Дону по адресам: улица Зорге, 9 (228 объектов), бульвар Комарова, 20в/9а (26 объектов), улица 28-я Линия, 8 (22 объекта), ул. 20-я Линия, 13/23 (один объект). "Похищенные 138 миллионов рублей Бондаренко внес на свои счета в банке, часть из них конвертировал в валюту и в течение 2013-2016 годов осуществлял зарубежные переводы на счета в зарубежных банках своей бывшей супруге и дочери на общую сумму более 1,5 миллиона евро", — привела подробности версии обвинения сегодня на своем сайте прокуратура Ростовской области.
Пострадавшие дольщики рассказали, как остались без купленных квартир
Потерпевший из Ростова-на-Дону Геннадий Стрельцов сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что в январе 2016 года он заключил договор с Игорем Бондаренко как физическое лицо, и его эпизод в деле был отдельным.
"Я читал, что такое долевое участие, и категорически от него отказался, потому что "может быть форс-мажор", и застройщик может вообще не отвечать за это. Рекламу увидел на большом баннере недалеко от этого дома, созвонился, разговаривал с (Игорем Бондаренко) в офисе. Я отдал ему займ, 7 миллионов 900 тысяч рублей, но меня обвели вокруг пальца. Согласно договору, в течение 2016 года мне должны были передать квартиру в доме на 20-й Линии с полной комплектацией […] Потом все это тянулось, и в 2017 году я заподозрил неладное, созванивался с ним и даже, подав на него (заявление) на возбуждение уголовного дела, ждал выполнения обещаний. Отмечу, что дом сдавался как пятиэтажный, шестой этаж хотели делать как "зимний сад", но затем незаконно, как потом решил суд, поделили на квартиры. Сейчас я должен получить приговор и подавать гражданский иск", — рассказал свою историю Стрельцов.
Потерпевший сказал, что в квартире сейчас "нет дверей, вода и газ в квартиру не подведены, а по крыше и стенам бежит вода", продемонстрировав соответствующие фотографии.
72-летняя дольщица дома по улице Зорге, 9 Джульетта Марсавина сообщила, что до сих пор не получила обещанную квартиру.
"Я приобрела квартиру с номером 184 в декабре 2013 года, и когда была в отделе продаж РостЖилСтроя", мне предлагали только квартиру, оформленную на Бондаренко, по договору переуступки. В отделе продаж мне сказали, какую сумму мне надо внести в кассу и какую Бондаренко, у меня есть эти документы. Однако получилось так, что квартиры я не получила, и деньги от 25 принадлежащих Бондаренко квартир в кассу вообще не попали. Я заплатила 1 миллион 670 тысяч в кассу, а около 400 тысяч - по расписке. В отделе продаж у меня забрали чеки, сказали: "Он же вам квартиру свою отдает, а чеки ему в подтверждение, что оплатили". Квартира была нужна для меня лично, место очень хорошее, у меня там приятели живут, подружки, на старости лет мне хотелось приблизиться к ним, не быть одинокой. Сейчас на суды я даже не могу пойти, потеряла все здоровье, передвигаюсь с палочкой", — пожаловалась корреспонденту "Кавказского узла" Марсавина.
Она добавила, что доверилась рекламным буклетам стройфирм Бондаренко, которые распространялись по городу. "Была шикарная реклама, буклеты на глянцевой бумаге, открываешь - и там были все эти дома красиво прорисованы, на второй странице — его фотография с голливудской улыбкой, росписью и подписью чуть ли не "лучший застройщик города", — сказала она.
Представитель потерпевшего, военнослужащего Константина Шевчука Сильфия Шевчук рассказала о покупке квартиры в доме по улице Зорге, 9.
"Квартира была куплена в 2015 году по военной ипотеке, разрешение на военную ипотеку выдал (несколько банков). Одно из условий военной ипотеки — это 70% строительной готовности дома. (Банки) написали в Росвоенипотеку о 70% готовности согласно справке из фирмы Бондаренко. Прежде чем подписать договор, мы много раз спросили у специалистов банка: "Застройщик проверенный?", отвечали: "Да, тройная проверка". В итоге, когда мы пришли на собрание дольщиков, адвокат получил справку, что готовность дома — 33% […] Всего военнослужащих попало пять человек", — рассказала Сильфия Шевчук.
Она пояснила, что Константин Шевчук вынужден жить в ведомственной квартире, хотя планировал жить в Ростове-на-Дону. "После многочисленных манифестаций и демонстраций нам было рекомендовано администрацией организовать (жилищно-строительный кооператив), мы его организовали", — пояснила Шевчук, добавив, что при передаче дома ЖСК возникло множество юридических и финансовых проблем, которые пришлось решать в суде.
"Администрация нашла нам застройщика, но застройщик не может начать строить из-за крана "РостЖилСтроя", который не использовался пять лет, и сейчас это металлолом. Управляющий говорит, что мы сами должны его демонтировать, уже собрали деньги, но снова запретили — будет еще суд по поводу крана. Сейчас там сделаны только два этажа", — рассказала о судьбе дома по Зорге, 9 представитель дольщика.
Шевчук также отметила, что в ходе рассмотрения дела выяснилось, что в фирмах Бондаренко работали его родственники, а за время следствия поменялось четыре следователя. Она уточнила, что в прениях обвинение запрашивало для Бондаренко девять лет лишения свободы, а защита просила вынести оправдательный приговор. По словам Сильфии Шевчук, несколько десятков дольщиков воспользовались программой местных властей, и им пришлось доплатить за новые квартиры в новых микрорайонах.
Обманутая дольщица Надежда приобрела квартиру для своей свекрови. "Деньги принадлежали моей свекрови — она продала свою квартиру в Батайске, и мы решили ее поближе переселить в Западный (район) в Ростове, искали однокомнатную квартиру. Было удобное расположение, знакомые риелторы посоветовали купить, мы купили ее за 1 миллион 900 тысяч рублей в 2014 году. Буквально через полгода начались наши мытарства по поводу долгостроя. Свекрови жить негде, она жила с нами, потому что квартира не сдается, на фоне переживаний от инсульта умер мой муж. Сейчас, по прошествии полугода, я вступила в наследство, это как бы наша с детьми квартира и ждем ее с нетерпением", — рассказала корреспонденту "Кавказского узла" свою историю покупки квартиры Надежда.
Она сочла приговор Бондаренко слишком мягким и заявила, что намерена подавать иск, в том числе за моральный ущерб.
Комментариями от осужденного и его представителей "Кавказский узел" пока не располагает.
На юге России, как и в целом в стране, актуальна проблема защиты прав участников долевого строительства. Известны случаи обмана дольщиков в Волгограде, Краснодаре и Ростове-на-Дону, а также в Дагестане и Кабардино-Балкарии. Обманутые дольщики пытаются с помощью пикетов, голодовок и судов добиться правды и получить, если не обещанную квартиру, то хотя бы часть вложенных средств, говорится подготовленном "Кавказским узлом" материале "Дольщики: юристы советуют, как избежать обмана", в котором собраны советы для тех, кто стал жертвой обмана при долевом строительстве или хочет обезопасить себя от подобных проблем.
Отметим, что обманутые дольщики неоднократно проводили акции протеста в Ростове-на-Дону. Так, с 22 по 24 мая ростовские участники онлайн-акции обманутых дольщиков потребовали от федеральных властей легализовать самострои, в которых они купили квартиры, или обеспечить им компенсации, а также достроить дома. 4 июля дольщики направили губернатору Ростовской области обращения с требованием провести публичные слушания на тему законопроекта о мерах поддержки для пострадавших от самовольного строительства. В начале августа более 70 ростовских дольщиков повторно отправили письма губернатору области с просьбой провести публичные слушания. Полиция предупредила дольщиков о недопустимости экстремистской деятельности.