ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Жителей Чечни не выпускают из республики на границе с Ингушетией, а жителям других регионов официально запрещен въезд на чеченскую территорию из-за угрозы распространения коронавируса, но им позволено по пропуску проехать транзитом в соседние регионы, рассказали водители. Однако желающие пересечь границу признались, что прибегают к уловкам, чтобы преодолеть запреты.
"Кавказский узел" информировал, что 14 июля руководитель республиканского управления ГИБДД сообщил, что въезд в Чечню для жителей других регионов временно запрещен из-за угрозы распространения коронавируса. По данным оперштаба Грозного на 30 июля, приехать в Чечню на личном автомобиле было невозможно, а пассажиров автобусов, поездов и самолетов пропускают при наличии справки о здоровье. При этом жители Чечни рассказали, что пассажиры общественного транспорта въезжают в Чечню из других регионов без проблем, от них требуют лишь справки с отрицательным анализом на коронавирус. Однако дальнобойщики, въезжающие в Чечню из Ставрополья и Дагестана, отметили, что контроль на границе усилен.
На главной странице "Кавказского узла" минимум шесть раз в сутки обновляется карта с данными по числу зараженных коронавирусом на юге России. О динамике распространения вируса, в том числе в Чечне, можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа".
7 августа около 14.00 мск корреспондент "Кавказского узла" побывал на КПП на границе Чечни и Ингушетии, где на посту "Кавказ" при въезде в Чечню очередей не наблюдалось, транзитный транспорт проезжал после получения пропуска, проезд остальных ограничен. За 30 минут проехало около 15 машин. Со стороны выезда из Чечни на том же посту у обочины находились остановленные девять легковых и два грузовых автомобиля.
Выезд из Чечни закрыт только для жителей республики, пояснил "Кавказскому узлу" один из водителей.
Житель Ингушетии Ислам, работающий сварщиком в Сунже на станции техобслуживания, рассказал, что его коллега не может выйти на работу из-за карантина в Чечне. "Третий месяц мы без автоэлектрика… все его спрашивают, работа стоит, за бокс надо платить. Он не может выехать из Чечни", - сказал он "Кавказскому узлу".
Силовик на въездном в Чечню посту неподалеку от Сунжи при попытке корреспондента проехать в Чеченскую Республику сообщил, что дорога пока закрыта, однако транзит действует. "Проехать в Грозный нельзя… [Можно проехать] только тем, у кого прописка в Чечне. Если у тебя нет прописки - разворачивай. Для транзита в Дагестан... то надо пропуск выписать", - сказал дежуривший на посту "Кавказскому узлу".
Жители приграничных с Чечней районов Ингушетии рассказали, что жителей Чечни не выпускают из республики даже по исключительным обстоятельствам. Так, 52-летний житель одного из чеченских сел Бауди, представитель мялхи (вайнахский субэтнос, представители которого живут по обе стороны границы с Чечней, - прим. "Кавказского узла") отметил, что его не пустили на похороны. "Там сотрудники разные, одни вообще невоспитанные, орут. На похороны не пустили в Ингушетию. Иногда пропускают, но это не дело", - сказал он "Кавказскому узлу".
По словам 42-летнего жителя Чечни Басхана, для въезда в республику нужна справка. "Чтобы попасть домой, нужна справка и прописка. Справки стоят тут [в Ингушетии] от 500 рублей в "Инвитро" и еще в паре контор... там их дают, что не болеешь, а если переболел, то больше справок делать не надо", - сказал он.
38-летний бизнесмен Али сказал, что для жителей с регистрацией вне Чечни нет ограничений на въезд, хотя в самой республике ужесточены меры предосторожности. По его словам, он прибегает к некоторым уловкам, чтобы попасть в Грозный.
"Я по делам часто вынужден мотаться и в Дагестан, и Крым, и Грозный, и Пятигорск, прописка у меня не местная, поэтому можно въехать транзитом, а когда обратно еду [из Грозного, то на посту на выезде из республики]... просто говорю, что я развернулся и не доехал до Дагестана. Да и больше двух часов нельзя находиться по пропуску, поэтому я его просто прячу и говорю, что сдал его на том посту и обратно решил поехать из-за очереди. А что делать? Иначе бизнес встанет, и никто не компенсирует убытки", - рассказал он "Кавказскому узлу".
35-летний технический специалист Абдуллах также сообщил, что живет в одном из приграничных с Ингушетией чеченских сел, а работает в Сунже.
"Каждый день раньше ездил домой и обратно, а из-за этого карантина просидел три месяца дома, не выпускали, и за бокс набежала аренда 24 тысячи рублей. Я без выходных работаю, чтобы за аренду отдать, три месяца простоя. Короче, я договорился с одним... на посту, чтобы он меня пропускал, и я должен выехать из Чечни до 09.00 утра, а вернуться до 19.00 вечера, иначе проблемы будут... или тут [в Ингушетии] надо ночевать, или полями еду иногда до... [дома], объездными дорогами, которые не перекопали", - рассказал он "Кавказскому узлу".
В МВД Ингушетии отказались сообщить информацию о числе и условиях работы КПП на границе с Чечней.
Материалы о распространении коронавируса на юге России и в странах Южного Кавказа собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".