Вчера во время посещения Ереванского ювелирного завода президент Роберт Кочарян, отвечая на вопрос о возможном воздействии войны в Ираке на Армению и регион в целом, сказал, что он не хочет заниматься предсказаниями относительно того, каким будет это воздействие, но надеется, что оно будет минимальным, и заверил, что для этого будет сделано все возможное.
Другие вопросы, адресованные президенту, касались внутриполитической жизни страны.
- Вас обвиняют в том, что вы используете следствие по делу об убийстве Тиграна Нагдаляна в политических целях - для нейтрализации ваших противников. Каково ваше отношение к подобным обвинениям?
- Речь идет, вероятно, об аресте Армена Саргсяна. Все мы осознавали, что его арест будет означать создание дополнительной напряженности. Поверьте, что власти невыгодна подобная напряженность. Поэтому, когда мне доложили, что есть достаточные основания для его ареста, я обратился к прокуратуре, чтобы они еще немного потерпели, собирали материалы и произвели арест только тогда, когда иные шаги будут просто исключены. В данном случае доказательства были не просто достаточными, но и настолько убедительными, что у прокуратуры просто не было иного решения. Иное решение означало бы укрывательство преступления. Решение принимали прокуратура, суд, и в этом плане протесты явно не по тому адресу.
- Как вы относитесь к заявлениям о том, что обвинять кого-либо из семьи Саргсян, а конкретно - Армена Саргсяна, по конкретному делу - это нарушение моральных норм. Есть ли в Армении неприкасаемые семьи?
- Считаю, что в данном случае эта семья сама должна была думать о том, что она несет моральную ответственность перед страной и народом. Быть соучастником тяжкого преступления - это как раз и есть неуважение к стране и к памяти Вазгена Саргсяна. Но, конечно, окончательное решение принимает суд, и здесь я не имею права вмешиваться.
- Предпринимаются попытки искусственно создать напряженность и в диаспоре. Повлияет ли это на отношения с диаспорой?
- В течение нескольких лет мы ведем последовательную работу по объединению диаспоры, и в данном случае эти шаги направлены на разделение армянского народа. Не думаю, что если бы Вазген Саргсян был жив, он был бы доволен этими процессами. Его реакция по отношению к собственной семье была бы прямо противоположной - очень суровой. Не думаю, что все это будет иметь очень серьезные последствия, но определенное воздействие все же окажет. Это безответственные и предосудительные шаги.
- Готовится ли президент страны ответить на сидячую забастовку и митинги оппозиции?
- Так как основная цель - выборы в НС, то значит, попытаются использовать и это обстоятельство. Оппозиция, рассуждающая о законности, последовательно предпринимает незаконные шаги, и этими шагами предоставляет власти возможность применить для установления законности силу закона. Раз они выбрали этот путь, значит, получат адекватный ответ.
- Заседания НС срываются. Есть ли гарантия того, что парламент успеет обсудить пакет конституционных реформ, и какие конкретные шаги будут предприняты?
- В данном случае вмешательство может быть только одно - работать с депутатами, чтобы они участвовали в заседаниях. Речь здесь идет и об утверждении кредитной программы, направленной на покрытие бюджетного дефицита. Сорвать эту программу - означает лишить наш народ пенсий, зарплат, пособий и других социальных выплат. Заседание должно состояться. А конституционные реформы - это ответственный процесс, и для обсуждения этого вопроса мы обеспечим соответствующий кворум. Понимаю настроения и цели этих людей, но мы не можем быть их пленниками.
- Что будет сделано для того, чтобы недостатки, имевшие место во время президентских выборов, не повторились бы во время парламентских выборов?
- Создана комиссия, которая изучает эти недостатки. Сейчас я не готов ответить на этот вопрос. Комиссия создана по одной причине - то, что нами получено от наблюдателей, мы пытаемся на нескольких избирательных участках сравнить с той картиной, которая была на самом деле, и относительно которой доклад наблюдателей и слова членов комиссий расходятся.
- Степан Демирчян обратился в Конституционный суд с требованием признать выборы недействительными. Каково ваше мнение на этот счет?
- Однажды я уже говорил о своем отношении к этому: приветствую, когда оппозиция или другие кандидаты избирают правовой путь борьбы. Митингами и демонстрациями подобные вопросы не решаются. Ни в одном государстве лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений, не выпускают из изоляторов по причине демонстраций. Тогда развалилась бы вся система правосудия, и люди стали бы пытаться посредством митингов, демонстраций освобождать своих родственников из тюрем. Если кто-то надеется, что таким путем можно будет добиться успеха, он глубоко заблуждается, поскольку это означало бы разрушение устоев страны.
Опубликовано 20 марта 2003 года