В политическом и метеорологическом смысле весна в Армении началась одновременно, сразу же после 2 тура выборов. Наблюдатели отметили, что вместо того, чтобы быть исправленными и ликвидированными, нарушения, зафиксированные в 1 туре выборов, ко 2 туру лишь размножились. И понятна реакция общественности и оппозиции, проявившаяся в ежедневных многолюдных митингах и демонстрациях.
Примечательно, что в отличие от прошлых лет, волна митингов не имеет тенденции к угасанию, и, можно отметить, что есть все предпосылки для начала народного движения. При верном политическом управлении волной народного гнева есть возможность добиться успеха в борьбе. В этом контексте становится понятной озабоченность, с которой в ходе своего последнего интервью Р. Кочарян говорил о недопустимости "противопоставления друг другу двух двух частей общества". Ну, а электорат Р. Кочаряна - понятие довольно абстрактное, вернее будет говорить о довольно многочисленной группе "рисовавших" итоги выборов. Беспокойство президента мотивируется тем, что кланово-олигархическая система может успешно осуществлять самовоспроизводство лишь в условиях отсутствия общественного противодействия.
Общественное недовольство оказывает влияние и на тактику действий оппозиции, вот почему не удивительно, что на предстоящих парламентских выборах оппозиция, вероятно, будет представлена единым списком, в котором свое место займут все лидеры политических и общественных сил, поддерживавших во 2 туре выборов кандидатуру С. Демирчяна. Примечательно, что предвыборная кампания на предстоящие парламентские выборы и процесс обжалования итогов выборов будут протекать параллельно друг другу. Сторонники С. Демирчяна намерены потребовать аннулирования всех итогов выборов; отметим, что к процессу судебного разбирательства в Конституционном суде будут привлечены и юристы, представляющие европейские организации.
В предстоящих выборах отдельно от прочих оппозиционных сил намерены участвовать лишь "Национальное единение" А. Гегамяна и компартия; как и в ходе всех предыдущих парламентских выборов, в политических кругах Армении уже появились слухи о закулисном сотрудничестве компартии с властями. Так, например, лидер партии "Республика" Альберт Базеян в ходе своего интервью заявил, что пропорциональный список компартии на предстоящие выборы был составлен в кабинете Сержа Саркисяна.
Однако определенное различие в ориентации среди оппозиционных сил стало заметно уже сегодня. Если возглавляемый С. Демирчяном список можно условно назвать прозападным, то список Арташеса Гегамяна скорее пророссийский. Такая же ориентация была всегда присуща компартии.
Ну, а что касается провластного лагеря, то здесь, как признался Р. Кочарян, имеются определенные сложности в деле формирования предвыборного блока, однако усилия в этом направлении будут продолжены. Причем, сложности эти связаны не только с обеспечением достаточного количества голосов избирателей (чего не добиться без фальсификаций), но и необходимостью удовлетворить аппетиты криминально-олигархических кругов, обеспечивших победу Кочаряну.
В этом процессе стала набирать обороты тенденция крупных олигархов по созданию собственных политсил. Так, в частности, поступил известный предприниматель Гурген Арсенян; недавно о подобном решении объявил министр транспорта и связи Андраник Манукян. Неясна ситуация и с перспективами на будущее самого Р. Кочаряна. Ведь Запад так и не спешит поздравить его с победой на выборах, в связи с чем можно предположить следующее развитие. Победа Кочаряна признается условно, в тесной увязке с выполнением определенных обязательств по "неофициальным" договоренностям в Ки Уэсте по проблеме Карабаха. Однако история показывает, что в Армении подобная позиция исключительно взрывоопасна.
Как бы то ни было, политическая весна в Армении непредсказуема и изменчива. Вероятно, именно поэтому Р. Кочарян заявил, что до парламентских выборов в стране состав кабинета министров меняться не будет. Если бы был ясен будущий расклад политсил в парламенте, то Р. Кочарян не замедлил бы воспользоваться своим правом изменить состав правительства сразу же после церемонии инаугурации.
Опубликовано 14 марта 2003 года