Скоро в Чечне должен пройти референдум по Конституции республики. У идеи проведения этого мероприятия есть и сторонники, и непримиримые противники.
23 марта избиратели должны будут принять новую конституцию, проект которой провозглашает Чечню "неотъемлемой частью Российской Федерации" и, в отличие от аналогичных документов других республик РФ, содержит положения, допускающие возможность отрешения президента Чеченской Республики от должности президентом Российской Федерации.
Одним из вызывающих споры пунктов объявление республики светским государством, что означает отказ от шариатского закона, введенного в 1998 году заявившим о независимости правительством Чечни.
Правозащитники и неправительственные организации призывают население бойкотировать проведение плебисцита, утверждая, что Чечня, разбитая на политические лагеря и все еще терзаемая конфликтом, не готова принять конституцию, столь категорично определяющую ее статус.
С их мнением согласен и докладчик Совета Европы по Чечне Лорд Джадд, который заявил о намерении отказаться от своего поста в знак протеста против проведения референдума.
Не принимают идею также некоторые известные представители чеченской диаспоры в России. Так, академик Саламбек Хаджиев, который в самый разгар первой российско-чеченской войны 1994-1996 годов возглавлял промосковское правительство Чечни, заявил, что планируемый референдум - это "обман людей". Еще более категоричным было выступление руководителя Московского индустриального банка Абубакара Арсамакова. "Предстоящий референдум - это легализация преступной политики, сохранение беспредела, отчаянная попытка тех, кто привел Республику к кризису, удержаться у власти", - сказал он.
В начале марта в городе Назрань (Республика Ингушетия) прошла конференция, участники которой обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой отменить проведение в Республике конституционного референдума. В итоговой резолюции форума сказано, что "в сегодняшних условиях референдум не выявит подлинной воли народа и в силу этого, возможно, станет стимулятором продолжения гибельной политики вооруженного противостояния".
Руководитель общероссийского общественного движения "За права человека" Лев Пономарев призвал вспомнить недавний опыт Франции в Алжире, когда проведенный в конце 50-х годов референдум в поддержку союза с Францией привел к активизации боевых действий и новому всплеску насилия. В конечном итоге в 1962 году был проведен еще один референдум, который дал независимость Алжиру.
За последние десять лет выборы в Чечне проходили дважды в 1991 и 1997 годах, и жители республики выступали в поддержку идеи независимости. В первом случае результаты и сам факт голосования стали предметом горячих споров, тогда как выборы 1997, по итогам которых к власти пришел Аслан Масхадов, были признаны ОБСЕ и в самой России. 3 февраля 1997 года новоизбранный парламент Чечни провозгласил республику независимым государством.
Как и следовало ожидать, Масхадов, который по-прежнему возглавляет вооруженное сопротивление, оказываемое федеральным войскам в горных районах Чечни, яростно выступает против проведения плебисцита и грозится активизировать боевые действия.
В последние дни в различных районах Чеченской Республики сторонники лидера Ичкерии посредством теле- и радиопередатчиков передают заявления Аслана Масхадова и полевых командиров, которые призывают чеченский народ "не принимать участия в референдуме, навязанном российскими властями и кучкой национал-предателей во главе с Ахмадом Кадыровым".
Представитель российского военного командования полковник Илья Шабалкин предупреждает, что чеченские боевики готовятся "провести серию крупных террористических акций, с целью сорвать проведение референдума и дестабилизировать обстановку".
Только за последние несколько дней в ряде горных районов Чечни произошли крупные боестолкновения чеченских вооруженных отрядов с российскими войсками. Так, несколько дней назад в бою у высокогорного селения Шаро-Аргун, расположенного на границе с Дагестаном, по словам местных жителей, погибли свыше 20-ти российских морских пехотинцев, несколько были взяты в плен чеченскими бойцами. Командующий Каспийской флотилией контр-адмирал Юрий Старцев в интервью агентству ИТАР-ТАСС назвал другие цифры: 6 погибших и 10 раненых.
Как показал небольшой опрос, проведенный на улицах Грозного, большая часть граждан республики считает проведение референдума по Конституции в нынешней ситуации преждевременным и выступает против намеченного на 23 марта плебисцита.
"Все эти три года нас истребляли как жителей независимой Ичкерии, а теперь будут убивать как граждан Российской Федерации", - говорит студент Чеченского Государственного университета Алихан Хасанов. "Если этот референдум принесет мир на нашу землю, то я готов обеими руками голосовать за его проведение. Но я сомневаюсь, что в обозримом будущем война на нашей земле прекратится". "Проведение референдума по новой Конституции Чечни без решения вопросов прекращения войны и достижения межнационального согласия может привести не только к усилению террора и насилия, но возможно, и гражданской войне в Республике", - считает 56-летний житель Грозного Апти Арсакаев.
О важности проведения плебисцита в Чечне неоднократно заявлял президент России Владимир Путин. Впервые эта идея была высказана им в июне 2002 года. На расширенной коллегии ФСБ России 31 января 2003 года Путин сказал: "Надо поддержать инициативу, которая исходит от самого чеченского народа". Подобную позицию занимает и глава администрации Чечни А. Кадыров. "Люди ждут мира, а референдум и последующие выборы - главные и реальные шаги к его достижению", - подчеркнул он в интервью агентству ИТАР-ТАСС 24 января.
На этом фоне приготовления к проведению голосования по проекту Конституции, получившей в Чечне название "кадыровской", идут полным ходом. Практически все республиканские газеты опубликовали на своих страницах текст основного закона на русском и чеченском языках.
По словам руководителя инициативной группы по проведению референдума Хасана Таймасханова, уже доставлены в республику и распространены среди населения около 500 тысяч брошюр с проектами Конституции Чечни и двух избирательных законов - о выборах президента и парламента, которые планируется провести позднее в нынешнем году. Кроме того, в республике уже создано 414 избирательных участков.
Многих представителей общественности, как и простых граждан Чечни не устраивает тот факт, что в референдуме примут участие российские военные, находящиеся на территории Республики - а это около 40 тысяч военнослужащих.
Но статьи, появляющихся на страницах местных газет, не допускают сомнений в том, что преобладающее большинство избирателей проголосуют за принятие Конституции. "Все на референдум!", "Референдум - наше будущее!" провозглашают составленные на советский манер заголовки.
Выступая 21 февраля на пресс-конференции в Грозном, глава чеченской администрации Ахмад Кадыров заявил: "Народ выразил свою волю и поддержал референдум, а те, кто ему противодействует - это враги народа и мы должны избавляться от них".
Согласно проекту Конституции, Чечня будет иметь президентскую форму правления. Законодательную власть в Республике должен осуществлять двухпалатный парламент Совет Республики (Сенат) и Народное собрание, состоящие из 21 и 40 депутатов соответственно. Срок полномочий президента и парламента составляет 4 года.
Опубликовано 17 марта 2003 года