02:45 / 24.02.2020Магомед Беков назвал вызов в прокуратуру давлением

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Адвоката обвиняемых по делу о протестах в Ингушетии Магомеда Бекова вызвали в прокуратуру на беседу, посвященную, среди прочего, деятельности "Неотложки". Правозащитник Магомед Муцольгов согласился с оценкой самого Бекова, назвавшего вызов давлением, а адвокат Георгий Легкобитов усмотрел в этой ситуации превышение полномочий прокуратуры.

Как писал "Кавказский узел", 26 марта 2019 года противники соглашения о чечено-ингушской границе, добивавшиеся также отставки главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, не разошлись после санкционированного митинга в Магасе. При попытке разогнать их утром 27 марта произошли стычки с силовиками. Впоследствии протестующие покинули площадь по призыву организаторов митинга. С начала апреля в республике начались массовые аресты активистов. Первые приговоры Железноводский горсуд начал выносить в декабре. Рядовые участники митинга обвиняются в нападениях на силовиков, а организаторы – в создании экстремистского сообщества.

Адвокат Ростовской областной коллегии адвокатов Магомед Беков, защищающий ингушских активистов Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова и Зарифу Саутиеву, 20 февраля был вызван в прокуратуру Ингушетии. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" 23 февраля рассказал сам адвокат.

«Вызвали на беседу. Никаких целей не пояснили. Были заданы вопросы. В соответствии со статьей 51 Конституции отказался давать какие-либо объяснения», – рассказал Магомед Беков.

На своей странице в социальной сети Facebook Беков сообщил, что ему задавали вопросы о том, состоит ли он в каких-либо общественных объединениях, занимается ли общественно-политической деятельностью. Кроме того, в прокуратуре поинтересовались, имеет ли отношение Магомед Беков к деятельности Ингушского Комитета Национального Единства, является ли участником волонтерской группы «Неотложка», оказывал ли юридические услуги участникам группы, в частности Азе Халухаевой.

Группа "Неотложка" была создана активистами из Ингушетии в июле 2019 года для помощи арестованным участникам мартовского митинга в Магасе. 25 января адвокат Магомед Беков сообщил о давлении на участников общественного проекта "Неотложка". По его словам, силовики вызывали волонтера Азу Халухаеву, чтобы она дала "объяснения по поводу деятельности проекта". 4 февраля глава группы "Неотложка" Борис Кодзоев рассказал, что ему позвонили из ГУ МВД Москвы и пригласили на обсуждение некоего "материала". На следующий день Кодзоев сообщил, что разговор с силовиками касался деятельности "Неотложки". Группа свернула свою деятельность 14 февраля, после давления со стороны силовиков.

Также во время беседы у Бекова, по его словам, спросили, размещал ли он записи в Facebook «о том, что властные структуры сделали бандитский наезд на волонтёрскую группу «Неотложка», а также «об абсурдности и беспределе правоохранительных органов при проверке деятельности данной группы», и считает ли он, что «такого рода высказывания соответствуют статусу адвоката».

Магомед Беков связал действия прокуратуры с давлением. «Я считаю, что это, может, не прямое, но косвенное давление. Получается, адвокат не может уже высказывать свое мнение. Выражение личного мнения у нас не преследуется по закону». – сказал адвокат.

Давлением назвал вызов Бекова в прокуратуру и руководитель Правозащитной организации "Машр" Магомед Муцольгов.

«Магомед Беков – адвокат, и этим все сказано. На него оказывали незаконное давление. Ранее он ходил с волонтером «Неотложки» (к силовикам) с Азой Халухаевой, которая в рамках народного проекта помогала заключенным», – сказал Муцольгов корреспонденту «Кавказского узла».

Вопросы, которые задавались Бекову, Муцольгов назвал провокационными. «Подтекст заданных в прокуратуре Магомеду Бекову вопросов имеет провокационный характер и не имеет никакого правового основания. Это все откровенные репрессии в отношении гражданских инициатив, гражданских институтов, теперь еще и правозащитного, адвокатского сообщества. Мы видим, что оказывают давление со всех сторон», - заключил Муцольгов.

Магомед Беков в 2019 году стал лауреатом ежегодного конкурса «Герои гражданского общества», учрежденного в 2011 году Правозащитной организацией «Машр». Победителей конкурса руководитель "Машра" Магомед Муцольгов назвал в своем блоге на "Кавказском узле". Беков был награжден в номинации «За активную деятельность в области защиты прав человека».

Прокуратура превысила полномочия в ситуации с вызовом Бекова на беседу, заявил корреспонденту «Кавказского узла» адвокат из Ставропольского края Георгий Легкобитов.

«Адвокат является спецсубъектом. Это четко указано в законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». Адвокат такой же спецсубъект, как и прокурор. Прокуратура в рамках закона «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор над соблюдением Конституции и федерального законодательства. В данном случае прокуратура вышла за рамки своих полномочий», - заявил адвокат.  

Информация о преследовании ингушских активистов собрана в хронике "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней", размещенной на "Кавказском узле". Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" собирает на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:Ася Капаева