02:38 / 18.12.2019Педагоги и родители озвучили проблемы инклюзивного образования в Нагорном Карабахе

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Нагорном Карабахе не хватает специалистов для работы с детьми-инвалидами и внедрения инклюзивного образования, отметили специалисты организации "Еларан" и родители детей с ограниченными возможностями здоровья.

Как писал "Кавказский узел", 3 декабря участники круглого стола, прошедшего в Степанакерте и посвященного проблемам инвалидов, призвали власти и неправительственные организации активнее помогать людям с ограниченными возможностями.

В 2018 году участники дискуссии по теме защиты прав инвалидов потребовали у властей ратифицировать Международную конвенцию о правах инвалидов.

17 декабря в Степанакерте состоялась выставка "Лица разные и похожие", посвященная двухлетию организации "Еларан", которая занимается проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья. На выставке более 70 работ представила художница Тамара Марданян. Организовали выставку совместно организация "Еларан" и картинная галерея Степанакерта, передает присутствовавшая на мероприятии корреспондент "Кавказского узла".

Тамара Марданян представила на выставке портреты, как детей, охваченных программой "Еларана", так и их родителей, а также работников организации. Во время работы выставки учащиеся центра "Еларан" показали музыкальный спектакль, продемонстрировали свои навыки рисования, сделали игрушки к Новому году. Вход на выставку был бесплатный.

По словам члена учредительного совета "Еларана" Марине Мкртчян, выставка стала своего рода презентацией центра, действующего при организации.

"15 декабря считается днем основания нашей организации "Еларан". А детский Центр обучения, развития и социальной защиты "Еларан" существует с августа 2019 года. На выставке мы представили общественности небольшую часть нашей работы с целью показать, как можно работать с особенными детьми, что нельзя их бросать на произвол судьбы, чтобы они не оказались изолированными от общества", – сказала Мкртчян корреспонденту "Кавказского узла".

По ее словам, в центре психологи и арт-терапевты работают с особенными детьми, а также их родителями, братьями и сестрами.

"Центр посещают 15 особенных детей плюс родители, братья и сестры – порядка 45 человек. Но центр "Еларан" – это маленький пример того, что мы планируем в будущем, то есть создание большого республиканского центра, который будут посещать дети из всех районов республики. Это не будет интернат, это будет центр социализации. Пока что нам выделили помещения в одном из старых зданий Степанакерта... Но для создания большого центра государство уже выделило большое здание в столице. Однако там еще необходимо провести реконструкцию, ремонт, чтобы здание соответствовало нормам для детей с инвалидностью", – рассказала Мкртчян.

Художник Тамара Марданян отметила, что с удовольствием сотрудничает с "Елараном" и готова присоединиться к его творческим программам.

"Я считаю, что необходимо внести свой вклад в доброе дело. Представляя работы на выставке, я надеюсь, что смогла доставить радость", – сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Организация "Еларан" возникла по инициативе родителей

Председатель общественной организации "Еларан", психолог Ас­мик Есаян отметила, что организация является единственной, "которую создали родители, у которых есть дети с особенностями развития".

"Идея создания такой организации возникла у родителей детей, к которым нужен особый подход в обучении. Правительство нам предоставило помещения на втором этаже в одном из старых зданий Степанакерта. Своими силами, силами педагогов и родителей начали приводить в порядок эти помещения, красить и обустраивать. Вначале мы проводили тренинги с целью повышения информированности общества. С августа 2019 года мы начали практические обучающие программы – это "Уроки жестов для всех", творческие мастерские, психологические тренинги. Удалось также выпустить музы­каль­ный клип на языке же­с­тов совместно с ансамблем "Го­ло­са Ар­ца­ха (Нагорного Карабаха)" на песню "Ка­ра­бах­цы". На­де­ем­ся, что ре­а­ли­за­ция подобных программ продол­жит­ся. Кроме того, в рамках указанной программы планируем провести факультативные занятия в школах, где учатся дети, имеющие проблемы", – рассказала психолог корреспонденту "Кавказского узла".

По ее словам, "на сегодня центр посещают дети... из Степанакерта, Аскерана и Шуши, а также просто желающие, которые намерены в будущем работать в сфере инклюзии".

"Наша цель – создать такое место, где интересно всем. Мы создаем инклюзивную среду. Потому одним из условий является то, что на занятия могут приходить не только особенные дети с родителями, но и их братья и сестры, друзья. И у нас это получается, в этом смысл инклюзии", – заметила Есаян.

Еса­ян, которая работает психологом уже 20 лет, назвала ряд проблем, которые требуют решения для развития инклюзивного образования.

"Это, в частности, подготовка и информированность общества, недостаточное количество специалистов, особенно в районах, внедрение в вузах обучения социальных педагогов, открытие большого творческого центра для особенных детей с инклюзивным образованием. При наличии такого центра мы бы могли предоставлять больше услуг и охватить больше детей по всей республике", – отметила она.

Специалист из Армении Катя Григорян рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что уже несколько месяцев работает в "Еларане", куда была приглашена для проведения тренингов, главным образом в области музыкальной терапии и эвритмии. 

По ее словам, основными проблемами, как Нагорного Карабаха, так и Армении в плане развития инклюзивного образования является отсутствие специалистов в этой области, которые могли бы правильно организовать практические занятия, а также отсутствие соответствующих условий для этого.

Педагог программы "Уроки жестов для всех" из Армении Арен Габриелян, имеющий проблемы со слухом, сказал корреспонденту "Кавказского узла" при помощи сурдопереводчика, что в Нагорном Карабахе есть острая необходимость обучать языку жестов не только детей с проблемами слуха, но и их родителей и окружение.

Родители детей-инвалидов рассказали о своих проблемах

Экономист из Степанакерта Лилит Бахшиян является одним из инициаторов открытия "Еларана". Вместе с сыном она посещает тренинги. Корреспонденту "Кавказского узла" она сказала, что внедрение инклюзивного образования в Нагорном Карабахе необходимо. 

По словам Бахшиян, она не может ходить на работу, так как ее ребенку "необходимо особенное внимание". Она постоянно сопровождает сына. 

Бахшиян также отметила, что одноклассники "очень любят" ее сына, он с ними свободно общается и "не чувствует себя посторонним". При этом она отметила, что в школах недостаточно специалистов, мало их и для занятий вне школьной программы.

"У нас остро чувствуется отсутствие специалистов, отсутствие инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. В целом не создаются условия для родителей, имеющих детей с особенными потребностями, чтобы жить так, как остальные. Мы вынуждены полностью подстраиваться под нашу проблему. В школах инклюзивное образование, интеграция детей не на должном уровне – это из-за перегруженности школ, малого количества специалистов. Создавая организацию "Еларан", мы, родители, исходили из того, что нашим детям необходимо место, где можно обучиться тому, что невозможно получить в школах", – заметила Бахшиян.

Она отметила также, что знает родителей, которые практически не выводят детей с особенностями развития из дома, потому что они сталкиваются с непониманием со стороны общества.

Медсестра из Степанакерта Елена Асрян – еще один из инициаторов создания "Еларана". Корреспонденту "Кавказского узла" она рассказала, что "родителей особенных детей объ­е­ди­ни­ла цель, а именно за­щи­та ин­те­ре­сов своих детей, нуждающихся в особых условиях образования, выявление и реализация их творческого потенциала, социализация". Она также отметила, что не допускает, чтобы ее ребенок чувствовал себя неуютно в обществе.

В Нагорном Карабахе ощущается дефицит кадров для внедрения инклюзивного образования

Общественный деятель Кристин Балаян считает, что "инклюзивное образование необходимо вводить не со школы, а с яслей, чтобы человек с малых лет был приучен к толерантности".

Корреспонденту "Кавказского узла" она с сожалением рассказала, что предложенная ею программа по созданию инклюзивного детского сада в Степанакерте не нашла поддержки властей.

"Уже три года пытаемся найти помещение для инклюзивного детского садика. Мы заприметили дом, составили смету, однако проблема в финансах. В правительстве сказали, что нет такой возможности. Потому мы решили искать внешние инвестиции", – рассказала Балаян. При этом, по ее словам, в садик уже записаны 20 детей, из них четверо - "особенные дети", имеющие инвалидность .

"Раз в неделю мы собираемся где-то, где согласятся предоставить помещение, организовываем различные мероприятия. Пока это то, что мы можем себе позволить. В будущем, когда нам удастся привлечь инвестиции, будет создан инклюзивный садик на 45 детей по три группы – ясли, младшая и средняя группы. Садик будет бесплатный для особенных детей, но с минимальной оплатой для остальных", – рассказала она.

При этом Балаян планирует, что в детском саду будут также готовить качественных специалистов. По ее мнению, "то, что делается сегодня в сфере инклюзии в Нагорном Карабахе, очень мало".

Единственный на сегодняшний день инклюзивный детский садик для детей с особенностями развития существует в реабилитационном центре Степанакерта.

1 июня 2018 года в Степанакерте прошли мероприятия, посвященные Дню защиты детей. В частности, состоялся концерт с участием юных воспитанников "Арцахского центра дневного ухода и лечения аутизма".

Директор реабилитационного центра Вардан Тадевосян сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что садик посещают более 45 детей, из них 20 детей – аутисты. 

"Реабилитационный центр в Степанакерте предоставляет свои услуги на бесплатной основе. Ежегодно реабилитацию в нашем центре получают порядка 250 детей-инвалидов с разными проблемами", – рассказал Тадевосян.

По данным министерства труда, социальных вопросов и миграции Нагорного Карабаха, на учете состоят 8795 инвалидов, в том числе 380 человек - дети в возрасте до 18 лет.

По словам сотрудника министерства образования, науки и спорта Нагорного Карабаха, инклюзивное образование введено в 2010 году, и, согласно закону "Об общем образовании", до 2025 года учебные заведения должны перейти к всеобщему инклюзивному образованию.

Сотрудник ведомства отметила, что ежегодно на инклюзивное образование госбюджет выделяет более 30 миллионов драмов (более 60 тысяч долларов). По ее словам, вопросы инклюзивного образования координируются соответствующим подразделением Центра оценки и тестирования при Минобразования Нагорного Карабаха.

Директор Центра оценки и тестирования Юрий Карамян на общественных дискуссиях на тему инклюзивного образования, которые прошли в октябре в Степанакерте по инициативе фонда "Милагри", сказал, что "для более эффективной организации работы по внедрению инклюзивного образования необходимо обеспечение школ соответствующими специалистами, дефицит которых на сегодня остро ощущается", а также добавил, что "для решения данной проблемы должны регулярно проводиться соответствующие тренинги".

Карамян отметил, что "в государственном университете Арцаха (Нагорного Карабаха) курсы инклюзивного образования проводятся в основном на факультете начального образования, однако такие курсы необходимо проводить на всех факультетах".

Автор:Алвард Григорян
18.12.2019 в 18:37Алиса Блинова
А при отсутствии возможности у правительства Азербайджана повлиять на развитие Нагорного Карабаха там так и будет разруха и проблемы финансирования.
18.12.2019 в 13:05Игорь Сажин
И все же, инклюзивное образование - это образование в обыкновенной школе детей с особенностями. Специальные заведения для таких детей - это не про инклюзивное образование. Любая школа в Нагорном Карабахе должна принять ребенка с особенностями и работать с ним на ряду с другими учениками, не выделяя его и во всем ему помогая. Да, нужны специалисты, но главной социализирущей технологией и для детей с инвалидностью и для обыкновенных детей здесь является совместное обучение.