03:08 / 23.11.2019Практика извинений в Чечне прививает людям привычку к самоцензуре

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Регулярное принуждение жителей Чечни к публичным извинениям перед властями заставляет людей воздерживаться от любых критических высказываний, считают опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.

Как писал "Кавказский узел", два жителя Чечни в видеообращениях попросили прощения у Рамзана Кадырова за комментарии в соцсетях. Авторы публичных извинений перед властями Чечни сами идут на этот шаг, узнав, что их слова или действия задевают честь и достоинство чеченского народа, заявил директор ЧГТРК Ахмед Дудаев. Пользователи соцсетей с иронией отнеслись к словам о добровольности извинений.

Жители Чечни регулярно приносят в эфире ЧГТРК публичные извинения за неподобающее поведение, сообщения в соцсетях, жалобы на чиновников и критику властей республики. В докладе Международной кризисной группы "Чечня: внутреннее зарубежье", опубликованном на "Кавказском узле", отмечается, что люди приносят публичные извинения вынужденно, после давления и угроз. Подробнее о случаях принуждения к извинениям, которое с подачи Рамзана Кадырова практикуется и за пределами Чечни, можно прочитать в материале "Кавказского узла" "Мода на извинения: от Чечни до самых окраин".

Чеченскую схему принуждения к извинениям можно назвать государственной системой. Запуганные примерами чужих унижений люди включают режим самоцензуры, считает президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. По его словам, Кадыров использует все свои возможности для борьбы с критиками.

"Я думаю, что там, где достаточно регулярно требуются извинения, это уже налаженная государственная система цензуры [...]. Ни один человек не любит, когда его критикуют, а некоторые имеют возможность против этого бороться и у Кадырова есть возможности такой борьбы. Пока у нас два гражданина, на которых не распространяется российское законодательство, это Путин и Кадыров. Вот если Путин позвонит Кадырову и скажет: «Ну как тебе не стыдно!», Кадыров сразу примет меры, чтобы его стали критиковать немножко", - сказал Симонов корреспонденту "Кавказского узла".

Схема принуждения к извинениям в Чечне - система принуждения с использованием государственного ресурса, уверена программный директор Human Rights Watch в России Татьяна Локшина. "Ахмед Дудаев подчеркивает, что людей не заставляют извиняться, а просто объясняют, почему они неправы, - но доходчивость этих «объяснений» как раз и построена на наличии власти у «объясняющих». Людей ставят в ситуацию, когда они вынуждены извиняться, не могут отказаться от этого без серьёзных для себя и своих семей последствий", - сказала "Кавказскому узлу" Локшина.

Руководитель службы мониторинга Фонда защиты гласности Борис Тимошенко согласен с мнением, что схема извинений стала уже налаженной государственной системой в Чечне. "В Чечне уже сложилась традиция: чуть ли не каждый день кто-то за что-то извиняется, и по стране уже ходят шутки, что все равно придется извиняться, если речь идет о Чечне. То есть простые смертные должны извиняться за свое мнение, а чеченские начальники, призывающие убивать, даже замечания не получают за такое. Это уже налаженная система цензуры на высшем уровне. Любой человек держит в голове, что если вдруг скажет что-то не то, то ему придется прославиться на всю страну своими извинениями", - сказал он "Кавказскому узлу".

Главы полиции Аргуна Алихан Цакаев опубликовал в Instagram шутливо оформленный пост с рекламой насильственных методов, которыми, по его оценке, легко добиться желаемого поведения. "Учеными доказано, что щелчок предохранителя на пистолете заменяет 40 минут воспитательной беседы, а попадание пули в ногу почти со стопроцентной гарантией меняет взгляды человека на жизнь", – написал Цакаев 14 ноября. Публикация сопровождается смеющимися эмодзи. В реалиях Чечни такой пост не воспринимается как шутка, констатировали блогер Тумсо Абдурахманов, читатели Цакаева и опрошенные "Кавказским узлом" жители Чечни.

По мнению Бориса Тимошенко, с людьми, которые выбивали извинения для Рамзана Кадырова, пришлось пообщаться и администратору сообщества, где появились обидные для главы Чечни комментарии.

Он и комментаторы, скорее всего, испытывали проблемы в общении с людьми, желавшими извинений, возможно, и общение с ними было недобровольным. Когда мне говорят: «извинись, а то будут проблемы», я, зная ситуацию, начинаю думать, что, действительно, у меня будут проблемы. Все это делается, чтобы люди не только думали, что и как говорить, но и задумывались о том, чтобы вообще не говорить", - отметил он.

Администратор закрытого аккаунта "Кавказ-правда", насчитывающего 330 тысяч подписчиков и позиционирующегося как "Независимый новостной портал", сообщил, что двое извинившихся молодых людей "написали нецензурные, грязные комментарии" под постом о Рамзане Кадырове. "Настоятельная просьба не создавать и мне и себе неприятности своими комментариями, за которые приходится расплачиваться и горько о них сожалеть!" – отметил он.

Тимошенко уверен, что руководитель ЧГТРК "Грозный" не по своей инициативе выбивает извинения у разных людей. "То, чем занимается начальство телеканала, - это приказ сверху. Глава компании не по своей инициативе добивается извинений, получение извинений не входит в обязанности руководителя телеканала", - подчеркнул он.

Без доказательств угроз и насилия практику принуждения к извинениям не пресечь

В действиях руководителя ЧГТРК "Грозный", который не является госчиновником, нет состава преступления, если он не применял насилие к людям и не угрожал им ради получения извинений, считает юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

"Мы видим только последствия его разговора с пользователями или блогерами. Согласно Конституции, отказ от своего мнения не может быть принудительным, а только добровольным: если после разговора с главой ЧГТРК блогер решил извиниться и это было его сознательное добровольное решение, то в этом нет противозаконных действий. Но каким именно образом проходил их разговор, мы не знаем, соответственно очень сложно оценивать, насколько действия этого руководителя соответствуют закону. Мы исходим из того, что они были в рамках закона", - сказала "Кавказскому узлу" Кузеванова.

Если для получения извинений были использованы угрозы или применена сила, то это уже расценивается как незаконные действия. "Это уже принуждение и это незаконно, но тут вопрос заключается в том, есть ли доказательство, что были, например, угрозы. Об этом может рассказать сам блогер: сообщить, например, что его заставили извиниться, так как были поставлены условия, невыполнение которых опасно для жизни. В этом случае его заявление может стать причиной проверки правоохранительными органами. Если будет доказано, что были угрозы, то это уже основание для уголовной ответственности, - но в идеальном государстве", - сказала она.

Подача судебного иска из-за двух неприятных для властей комментариев юридически необоснованна, отмечает юрист.

"Если человек не воспринимает наши объяснения и продолжает, то мы подаем в суд", - заявил Ахмед Дудаев, отвечая на вопрос корреспондента "Кавказ.Реалии", почему руководители Чечни не обращаются в суд, если считают те или иные комментарии в своей адрес оскорбительными. Примеров уже поданных подобных исков он не привел.

"Вообще сам Дудаев может подавать иски, даже если какой-то блогер просто выразил свое нейтральное мнение. Это его право считать, что задета его репутация. Но если высказывание лично Дудаева не касается, а касается других людей или чеченского народа в целом, то сам Дудаев не может подать иск. Юридически он не может защищать репутацию всего чеченского народа. Например, если мнение высказано в отношении Рамзана Кадырова, то иск может подать только Рамзан Кадыров", - пояснила Кузеванова.

Сама система принуждения тоже не может стать предметом судебного разбирательства, если не было угроз и применения насилия. "Если не было хоть какого-то физического или словесного насилия, то это будет расценено как добровольное решение извиниться", - подчеркнула она.

Пользователи соцсетей неоднократно извинялись перед чеченскими властями. Так, в сентябре Адам и Магомед Исмаиловы, написавшие в соцсетях, что мечеть в Шали построена на "недозволенные деньги", извинились за свои публикации в телесюжете чеченского телевидения. Извинения приносили и известные люди, такие как журналист Максим Шевченко. 12 августа он после звонка спикера парламента Чечни Магомеда Даудова попросил прощения за слова о том, что Кадыров "дал заднего" в дискуссии об имаме Шамиле.

Руководитель Центра защиты прав СМИ Галина Арапова также отмечает, что глава ЧГТРК "Грозный" не является госчиновником, поэтому его действия по принуждению к извинениям расцениваются как собственная инициатива.

"То, что он кого-то принуждает извиняться - его личная самодеятельность, по сути человек мог бы вполне отказаться с ним что-либо обсуждать. Согласно статье 29 Конституции никто не может быть принужден к отказу от своего мнения или к выражению иного мнения. Принудительное извинение - не что иное как выражение иного мнения под влиянием со стороны, и тут неважно кто эта сторона: чиновник, бандит, родной дедушка или руководитель государственной телекомпании", - сказала Арапова "Кавказскому узлу".

Подобрать статью для квалификации такого деяния сложно: пока специальной статьи "Принуждение к извинениям" не существует, действия чеченских властей являются просто психологическим давлением, в результате которого человек делает то, что делать не хотел.

"До уголовной статьи о самоуправстве это не дотягивает, все же должен быть какой-то существенный ущерб. Формально это нарушение статьи 29 Конституции РФ, но никто на Дудаева жаловаться не будет, он же, по сути, подражает Кадырову", - отметила она.

Арапова также уверена, что сама система принуждения не может быть основанием для судебного процесса. "Я не вижу, как с правовой точки зрения тут можно было бы оформить претензии к тем, кто принуждает людей извиняться. Это просто тоталитарное мышление и неуважение к людям", - сказала она.

Характерная для современной Чечни практика публичных извинений распространилась на жителей других регионов и стран. Так, 8 ноября видеоблогер из Англии извинился за фразу "чеченская цыпочка". Выражение не относилось к конкретной девушке, но некоторые пользователи соцсетей потребовали наказать иностранца. 13 ноября автор пародийных видео, блогер Саша Тилэкс принес публичные извинения за шутливое видео о Рамзане Кадырове. Он пояснил, что извинениям предшествовал разговор с директором ЧГТРК "Грозный" Ахмедом Дудаевым. До этого несколько рэперов - Вячеслав Машнов, известный под псевдонимами Гнойный и Слава КПСС, а также известный исполнитель Гуф и, напротив, малоизвестный Уретра Батя - извинялись за грубые слова в адрес чеченских девушек.

Юрист правозащитной организации "Право-45" Юлия Федотова подтвердила, что принуждение к извинениями не подпадает под какую-либо статью УК РФ.

"Как таковое принуждение к извинениям - нет, но если оно сопряжено с насилием или угрозами, то уже да, факту насилия или угроз. Если была обоснованная угроза убийством или тяжким вредом здоровью, то это 119-я статья УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью). Но это малоприменяемая статья", - сказала Федотова "Кавказскому узлу",

Московский юрист Никита Таранищенко согласен с мнением, что само по себе принуждение к извинениям состав преступления не образует. "Если во время принуждения к извинениями не было насилия, угроз, либо шантажа, то нет, это не подпадает под какую-либо статью УК РФ", - сказал Таранищенко.

Пользователи соцсети не поддержали принуждение к извинениям

Участники закрытого сообщества "Кавказ-правда" в Instagram, где были опубликованы оскорбительные комментарии под публикацией о Рамзане Кадырове, не поддерживают практику принуждения к извинениям.

"Посмотрел бы я на Рамзана, если был бы обычным простым гражданином, чтобы он сделал в отношении оскорбляющих. Разумеется, не позволительно оскорблять человека вообще, кто бы [он] ни был. И за оскорбление нужно ввести наказание какое-нибудь и извиниться, покаяться. Но сегодня только власть имущие могут наказать нарушителей, когда оскорбляют их, и сами не несут ответственность за оскорбление, унижение других, потому и позволяют себе говорить все, что приходит на язык", - написал пользователь iskatel_24.

"В стране свобода слова. Люди скоро не только критиковать власть не смогут, но и подумать об этом, куда страна катится", - посетовал vlad_zhom.

"Грош цена такой чести, которую можно задеть высказыванием в интернете", - добавил пользователь vse_zadolbalo.

29 августа Рамзан Кадыров пригрозил "спрашивать по закону" не только с оппонентов в соцсетях, но и с тех, кто распространяет критику в адрес руководства Чечни. В то же время глава республики призвал не реагировать на сообщения в соцсетях. Ранее, в начале августа, в споре с дагестанцами об имаме Шамиле Рамзан Кадыров также озвучил угрозы в адрес "кнопочных героев". Характер заявления Кадырова неприемлем для чиновника уровня главы региона, заявили тогда пользователи сети и жители Чечни.

Материалы о практике публичных извинений в Чечне и за ее пределами "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Кого Кавказ извиняться заставляет".

Автор:Гор Алексанян
23.11.2019 в 08:27Stepnyachka
Ещё несколько лет такой дисциплины,то скажет Кадыров куда-нибудь переселиться,соберут молча вещички -  и в организованном порядке...Казахские степи - чужая страна,а вот Забайкальские - свободны.