Национально-освободительному движению, начавшемуся в Армении в 1988 году, противостояла мощная советская система. Но даже она не смогла сломить волю народа. Задействованная сейчас государственная машина гораздо слабее, так что власти ничего не смогут сделать, если народ потребует представить реальные результаты президентских выборов.
Грозят ректора и армия. Все последующие за днем выборов дни провластная пропаганда методично вбивает в головы сограждан мысль об исключительной опасности митингов как средства выражения общественного протеста. Демократического, заметьте, и весьма распространенного в той же цивилизованной Европе, средства. Однако для нас почему-то неприемлемого и даже угрожающего стабильности общества. На эту тему уже успели высказаться даже ректора вузов - те самые, что насильственно сгоняли своих студентов на предвыборные митинги Роберта Кочаряна. Но то, сами понимаете, запланированные и санкционированные властью обязательные, почти что официальные мероприятия - а вот оппозиционные митинги, по мнению руководителей вузов, видимо, могут весьма разлагающе повлиять на политически неокрепшее сознание наших юных сограждан и повернуть их мысли в нежелательную для властей сторону. Впрочем, до заявления ректоров, по поводу митингов сочла нужным высказаться даже коллегия Министерства обороны, в плохо завуалированной форме завившая, по сути, о том, что не будет оставаться нейтральной и встанет грудью на защиту Кочаряна. Иными словами, повернет дула орудий против своего народа. Заранее, так сказать, предупредили. А еще раньше до этого самого предупреждения уже начались осуществляться аресты участников митингов, которые, по официальной версии, нарушили общественный порядок. Что помешало стражам порядка задержать этих самых правонарушителей прямо во время митингов, и как они вычислили их на следующий день, когда и начались массовые аресты, остается загадкой, ответ на который власть пока давать не хочет.
Столь же необоснованной выглядит мотивация последующих репрессивных действий власти, как то: отказ мэрии давать разрешение на проведение оппозиционных митингов и призыв городского мэра к общественности воздержаться от участия в них, уже упомянутое заявление Министерства обороны, содержащее неприкрытую угрозу. Власть пытается объяснить свои действия тем, что во время митингов из уст некоторых оппозиционных лидеров звучали призывы к насильственному свержению власти. Вполне возможно. Во время оппозиционных митингов ораторы действительно могут увлечься и допустить неконституционные выражения в адрес власти, которая сама не уважает Конституцию и закон. Вот пусть бы прокуратура пригласила бы этих самых ораторов к себе и предупредила бы их насчет недопустимости их выражений, пусть бы подвергла их административному взысканию, либо еще более строгому наказанию, предусмотренному в таком случае законом. Только власть этого тоже почему-то делать не захотела. Она предпочла действовать угрозами, запретами митингов и арестами, лишая граждан их конституционного права на свободу демократического волеизъявления. Если власть думает, что подобным насильственным образом она может способствовать установлению гражданского спокойствия и законопослушания, то это ее большая ошибка.
Опубликовано 27 февраля 2003 года