Ударим долларом по оппозиции. Так, или приблизительно так, рассуждал Эдуард Шеварднадзе, когда отдавал распоряжение об установлении финансового контроля над неправительственными организациями.
Аппетит "отца всех грузин" поражает своим размахом. Президент, воспринимавшийся когда-то как Отец Народа, стал всего лишь Отцом Семейства, захватившего ключевые посты в экономике страны. Грузия в кризисе. Экономика развалена. Устрашающие размеры приняла безработица.
Только в Россию переехали 600-700 тысяч грузин. Критических размеров достигли коррупция, беззаконие, бандитизм. По существу, потеряна управляемость страной: власть центрального правительства не распространяется на Абхазию, Южную Осетию, в определенной мере на Аджарию.
Надежда на помощь Америки оправдает себя, но только в долгосрочной перспективе (нефтепровод, плюс освободившийся после ухода России военный аэродром в Вазиане, военные базы в Ахалкале и Батуми, которые "Белый Лис" настойчиво предлагает Штатам, подспудно давя на Россию с требованием вывести наших миротворцев оттуда). Замкнув на Грузии треугольник Украина-Азербайджан-Грузия, Штаты заговорят с Россией на другом языке.
Но это в перспективе, пусть и не столь далекой, пока же Вашингтон призывает Тбилиси к выдержке, мол, твое время придет, погодь немного. Сам видишь сейчас не до тебя.
Эдуард Амвросиевич все это хорошо понимает, но кушать то хочется и не завтра и послезавтра, а сегодня, сейчас и желательно побольше, побольше. Обозревая "голодным" взором окрестности, грузинский президент натолкнулся на еще не окученную его окружением нишу. Речь идет неправительственных организациях, точнее об их финансировании.
Не мудрствуя лукаво, грузинские власти взялись за установление контроля над их финансовыми поступлениями. То, что это противоречит европейским стандартам, грузинское правительство совершенно не пугает. О необходимости контролировать деятельность НПО и получаемые ими гранты еще несколько месяцев назад заговорил президент Э. Шеварднадзе. Обосновал он свою идею так: "Есть организация, например, заботящаяся о стариках и получающая за это деньги с Запада. А потом эта организация на полученные гранты берет и устраивает теракт против президента", - пишет Сакартвело.
Президент также взялся пояснять свою мысль иностранным дипломатам, представляющим в стране государства-доноры (от которых и поступают гранты в неправительственные организации). Он сообщил им, что, по его многолетним наблюдениям, есть хорошие НПО и не очень хорошие, а значит, нельзя распределять гранты, не советуясь с грузинскими властями. Но главное было впереди: развивая свою идею, Шеварднадзе договорился до того, что если уж странам-донорам некуда деньги девать, то правительство может создать сколько угодно фондов ? им средства и перечисляйте...
Этим он сильно озадачил всех ? и НПО, и дипломатов, в корректной форме попытавшихся объяснить президенту саму суть неправительственных организаций.
Однако европейцы не убедили Шеварднадзе. Идея проконтролировать гуманитарные деньги, которые "свистят" мимо карманов госчиновников, крепко засела в голове. Министерство государственной безопасности разработало законопроект по доходам НПО. "Ничего страшного в нем нет, государство должно контролировать и регулировать все финансовые поступления в страну", - пояснили представители госбезопасности.
Опубликовано 3 марта 2003 года