Весной грузинские пограничники ожидают резкого обострения обстановки на российско-грузинской границе. Об этом вчера заявил в Махачкале начальник штаба государственного департамента по охране границы Грузии Корнелий Салия. Вместе с начальником штаба государственной погранслужбы Азербайджана Инаятом Халиловым он прибыл в Махачкалу для участия в трехсторонних российско-азербайджано-грузинских командно-штабных учениях пограничных служб.
По словам Корнелия Салия, "ситуация в Панкисском ущелье и на всем протяжении российско-грузинской границы остается стабильной, однако весной мы ожидаем обострения обстановки в связи с активизацией действий федеральных сил России в Чечне". В связи с этим, по мнению Салия, возможно, что "некоторые отдельные бандформирования попытаются проникнуть на территорию Грузии".
О том, что тему Панкисского ущелья закрывать рано, Грузии напомнили из-за океана. В своем недавнем письме Эдуарду Шеварднадзе президент США Джордж Буш, пообещав грузинскому руководству со временем "заняться" решением абхазской проблемы, посоветовал активизировать работу по наведению порядка в этом приграничном районе республики.
"Подсказку" в Тбилиси восприняли должным образом. И если еще недавно здесь говорили об успешном завершении начавшейся минувшим летом в Панкиси крупномасштабной антикриминальной и антитеррористической операции, то сейчас ситуацию в этом регионе страны оценивают более сдержанно. В частности, президент Шеварднадзе вынужден был признать, что обстановка в ущелье, вроде бы уже очищенном от чеченских боевиков, может вновь обостриться. По его словам, некие "деструктивные элементы при содействии определенных внешних сил, вероятно, опять попытаются проникнуть с территории России в Грузию, в частности в Панкисское ущелье". Или наоборот - уйти из Панкиси на российскую территорию. Оказывается, несмотря на все победные реляции, там остались "бывшие боевики или террористы", которые могли "замаскироваться под беженцев".
С учетом этого специально созданная межведомственная группа, в которую вошли руководители всех грузинских силовых структур, разработала проект плана второй фазы антитеррористической и антикриминальной операции в Панкиси. Проект одобрен Советом национальной безопасности Грузии, и в конце февраля в этот регион уже началась переброска дополнительных подразделений внутренних войск МВД. Там же, в приграничье, из местного населения сформирован специальный батальон резервистов Минобороны Грузии, который согласно схеме будет блокировать подходы к границе и все горные тропы. Комментируя предпринятые руководством страны шаги, секретарь СНБ Грузии Тедо Джапаридзе отметил, что, по данным грузинских спецслужб, с приходом весны в Панкисское ущелье планируют вернуться отряд чеченского полевого командира Руслана Гелаева численностью до 50 человек и другие вооруженные группировки, которые в настоящее время находятся на территории России. Тедо Джапаридзе особо подчеркнул, что нынешняя спецоперация в Панкиси, так же как и первая, полностью осуществляется силами МВД, МГБ и Министерства обороны Грузии и участие в ней других стран не предусмотрено.
В соответствии с утвержденным планом в ущелье будут организованы новые блокпосты, в том числе и в непосредственной близости от чеченского участка грузино-российской границы, где в ходе первой фазы операции в Панкиси грузинские спецназовцы появлялись лишь изредка и где могли остаться лагеря боевиков. Детали плана, естественно, не разглашаются, однако есть сведения, указывающие на то, что на этот раз правоохранительные органы Грузии намерены взять под контроль именно северные окраины Панкиси. Это направление в Тбилиси считают наиболее опасным - из-за близости Чечни. Выступая на расширенном заседании правительства республики, глава МГБ Грузии Валерий Хабурдзания, в частности, отметил, что панкисская проблема "была порождена ситуацией, которая на протяжении нескольких последних лет складывается в Чечне". Поэтому теперь, как заявляет президент Эдуард Шеварднадзе, чтобы Панкисское ущелье в очередной раз не стало горячей точкой, необходимо "более тесное сотрудничество спецслужб и правоохранительных органов Грузии и России, а также США".
Опубликовано 27 февраля 2003 года