ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Азербайджанский журналист Икрам Рагимов, требующий пересмотреть приговор по делу о вымогательстве, заявил, что готов голодать вплоть до летального исхода. Рагимов не принимает пищу 28-е сутки, врачи считают опасным для жизни голодание свыше 30 дней.
Как писал "Кавказский узел", 12 июня суд в Баку признал главного редактора сайта Realliq.info Икрама Рагимова виновным в вымогательстве и назначил ему 5,5 года заключения. 7 августа он объявил голодовку, требуя объективного рассмотрения апелляции. 26 августа, на 20-е сутки голодовки, Рагимов сообщил, что не может самостоятельно передвигаться. Анализы, взятые у Рагимова врачами Красного Креста, подтвердили его тяжелое состояние, рассказал 30 августа его брат Галиб Гасанов. Рагимов находится в СИЗО-1 под наблюдением врачей и принимает жидкость, сообщили в Пенитенциарной службе. 2 сентября близкие Рагимова заявили, что на него оказывается давление с целью вынудить осужденного прекратить акцию.
Служба госбезопасности Азербайджана утверждает, что дело Рагимова о шантаже было возбуждено по многочисленным жалобам. Журналист заявил, что спецслужбы начали преследовать его после публикации открытого письма с критикой в адрес помощника президента по общественно-политическим вопросам Али Гасанова. "Союз за свободу политзаключенных Азербайджана" 6 декабря 2018 года включил Рагимова в обновленный список политзаключенных.
Сегодня Рагимов позвонил и сообщил, что продолжает голодовку, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" двоюродный брат Рагимова Галиб Гасанов. "Икрам сказал, что ему тяжело, но он все равно продолжит голодовку. Икрам сказал, что у него постоянное головокружение, ноги не двигаются, в глазах темнеет. До ареста он весил примерно 80-85 кг. Мы видели 31 августа его. Он похудел, наверное, килограммов на 15", - заявил Гасанов.
Он также сказал, что на Рагимова перестали оказывать давление. "Икрам сказал, что он будет голодать до смерти, если его не освободят из тюрьмы", - сказал Гасанов. По его словам, до ареста 41-летний Рагимов не имел каких-либо проблем со здоровьем.
В отделе общественных связей Пенитенциарной службы корреспонденту "Кавказского узла" подтвердили, что Рагимов продолжает голодовку. Там добавили, что Рагимов находится под наблюдением врачей, его права не нарушаются. "Никакого давления с целью прекращения голодовки не оказывается", - заявил представитель ведомства. Он отказался отвечать на вопрос, готовится ли принудительное кормление Рагимова.
Эксперт в области права, адвокат Асабали Мустафаев указал корреспонденту "Кавказского узла", что в азербайджанском законодательстве нет норм о принудительном кормлении заключенных. "В законах это не прописано, но это допускается инструкциями Пенитенциарной службы Минюста", - сказал Мустафаев. Он отметил, что в разных странах по-разному оценивают допустимость такой меры. "Есть страны, где принудительное кормление отвергается, и во главу угла ставятся права человека. Противники же запрета принудительного кормления считают, что ответственность за жизнь заключенного несет государство, и оно обязано принять меры для защиты его от смерти", - пояснил Асабали Мустафаев.
Голодовка свыше 30 суток представляет угрозу жизни, считает известный в Азербайджане терапевт и кардиолог Адиль Гейбуллла. "Примерно через 30 дней после начала голодовки в организме начинаются дистрофические процессы. Организм, переставая получать извне энергию, витамины, аминокислоты, начинает исчерпывать внутренние ресурсы. Происходит истощение организма. Голодовка в течение 30-40 дней приводит к биологическим изменениям в организме, несовместимым с жизнью", - сказал врач корреспонденту "Кавказского узла".
Новости о преследованиях активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на специальной тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".