ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Трое Свидетелей Иеговы*, задержанные после обысков в Ростове-на-Дону, отправлены под стражу, еще двое находятся под домашним арестом. Арестованных верующих поместили в камеры с убийцами, сообщила адвокат. Дела Свидетелей Иеговы* заставляют задуматься об уточнении признаков экстремизма, отмечается в докладе омбудсмена Татьяны Москальковой.
Как писал "Кавказский узел", рано утром 22 мая обыски прошли в нескольких квартирах Свидетелей Иеговы* в Ростове-на-Дону, среди верующих были задержанные.
20 апреля 2017 года Верховный суд России удовлетворил требования министерства юстиции России о ликвидации всех организаций Свидетелей Иеговы* в стране как экстремистских, а 16 августа "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России"* и все его местные филиалы попали в перечень запрещенных организаций. В Ростовской области по состоянию на 30 марта 2017 года действовали 13 местных религиозных организаций "Свидетели Иеговы"*, сообщается в справке "Свидетели Иеговы* – экстремисты или жертвы беззакония?", подготовленной "Кавказским узлом".
В число задержанных 22 мая в Ростове-на-Дону попали 51-летний Александр Парков, 35-летний Арсен Аванесов и его 66-летний отец Вилен Аванесов. Суд постановил отправить всех троих на два месяца под стражу. Утром 10 июня у себя дома в Ростове-на-Дону были задержаны 32-летний Руслан Алыев и 22-летний Семен Байбак. 11 июня суд назначил обоим меру пресечения в виде домашнего ареста.
Арестованных верующих поместили с убийцами, сообщила адвокат
Парков и Аванесовы были арестованы 24 и 26 мая, им предъявлено обвинение по части 1 статьи 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации), сообщила Алена Бородина, адвокат, вступившая в дело на стадии апелляции по мере пресечения.
Бородина отметила также, что состояние отца и сына Аванесовых оставляет желать лучшего. «Оба они гипертоники, у отца ишемическая болезнь сердца. Их заболевания содержатся (не содержатся - уточнение "Кавказского узла" 8:10 14.06.2019) в перечне болезней, из-за которых они могли бы быть освобождены из-под стражи», - считает адвокат.
Других жалоб на неправомерные действия, по её словам, не было, если не считать того, что ко всем фигурантам дела с обысками пришли в 6 часов утра. «При этом в протоколах обыска и задержания говорится, что все эти люди были задержаны на месте совершения преступления, а их на самом деле подняли с постели», - добавила Алена Бородина.
На следующий день после задержания, 23 мая, Вилен и Арсен Аванесовы, а также Александр Парков рассказали, что адвокаты по назначению давили на них (Дополнение "Кавказского узла" 8:10 14.06.2019 - на всех задержанных давление оказывали силовики. Адвокат по назначение оказывал давление только на Арсена Аванесова, уточнила защитник Алена Бородина. ), побуждая признать вину, сотрудничать со следствием, чтобы получить меру пресечения, не связанную с лишением свободы, сообщила Алена Бородина.
«Давили на всех. Вилен Аванесов настолько был уверен, что его отпустят - ни минуты не сомневался. А в суде апелляционной инстанции, когда произносил речь в свою защиту, указывал на то, что он мирный человек, никого не обижал в своей жизни никогда. Спрашивал, за что он здесь? Сейчас они (Аванесовы и Парков) сидят в СИЗО вместе с убийцами», - рассказала Алена Бородина.
По ее словам, сначала Вилена посадили в камеру, где содержатся 6 человек, у Арсена было 12 сокамерников, к Паркову в СИЗО попасть не удалось. «Сейчас они в спецкамере - по 2 человека - «тяжеленькие» (те, кто сидит по тяжким статьям) всегда вместе - те кому «десятка» светит», - отметила адвокат.
Она считает абсурдной ситуацию, когда верующих людей отправляют за решетку за то, что они вместе собрались, молились и пели песни.
«Как следует из материалов дела, за верующими целый год велось наблюдение - прослушивание телефонных переговоров и прочие оперативно-разыскные мероприятия. Как оказалось, к ним ко всем приходили работники коммунальных служб – и, скорее всего, они и установили прослушку дома», - рассказала Алена Бородина.
Силовики, как и в советское время, внедряют в ряды Свидетелей Иеговы* агентов, а суды санкционируют прослушку, материалы которой становятся главными доказательствами обвинения, указали опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники и представитель Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы*.
По ее словам, в деле против Паркова и Аванесовых имеются сведения и о других верующих, у которых проводились обыски в мае-июне этого года. «Но я не знаю, будут ли они идти одним общим делом. Этих троих задержали ещё 22 мая. А всего по моим сведениям был 21 обыск у Свидетелей Иеговы*. Арсена Аванесова делают основным фигурантом. Он вместе с отцом и Парковым под стражей. А двое, у кого недавно был обыск - Алыев и Байбак - под домашним арестом. Но, судя по словам следователя, аппетиты у следствия растут, и они собираются ещё кого-то привлекать», - рассказала Алена Бородина.
Свидетелей Иеговы* преследуют за независимость, и список задержанных верующих будет пополняться, заявили в начале июня глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина и представитель "Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы*" Ярослав Сивульский.
Руслан Алыев не будет обжаловать решение о домашнем аресте
Процессуальных нарушений при первоначальном задержании и последующих действиях в отношении Руслана Алыева замечено не было, сообщил адвокат Роман Какусев, заключивший соглашение с семьей Алыевых. По его словам, апелляция на выбор меры пресечения подаваться не будет.
«Обжаловать не будем, потому что мой подзащитный согласен с мерой пресечения. А она в большей степени зависит от позиции следователя. Следователь сам вышел с ходатайством об избрании именно домашнего ареста», - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Роман Какусев. Он заметил при этом, что трудно было бы при этих обстоятельствах добиться подписки о невыезде.
В настоящее время, по словам адвоката, дело Алыева расследуется отдельно от других дел Свидетелей Иеговы*. «В его деле он один подозреваемый. Согласно УПК, в течение 10 дней ему должны предъявить обвинение, если найдется, за что», - указал Роман Какусев.
Он также отметил, что не обладает никакой информацией о том, какие следственные действия планирует следователь.
Супруга Руслана Алыева Кристина также подтвердила корреспонденту «Кавказского узла», что каких-то явных нарушений и насилия в отношении мужа или её самой со стороны силовиков не было. При этом женщина отказалась давать детальную информацию о супруге и обстоятельствах обыска и задержания, отметив лишь, что Руслан Алыев отбывает домашний арест по месту жительства.
Следователь Михаил Антипов отказался сообщать корреспонденту «Кавказского узла» о ходе расследуемых им дел против Свидетелей Иеговы*. «Я не имею права ничего комментировать», - заявил он.
Москалькова озвучила жалобы Свидетелей Иеговы*
Из обращений к Уполномоченному по правам человека в России в 2018 году следовало, что после ликвидации отделений Свидетелей Иеговы* верующие оказались лишены права на религиозную свободу, говорится в докладе Татьяны Москальковой, который она представила президенту Владимиру Путину 10 июня. 11 июня доклад был опубликован в «Российской газете».
Случаев гонений на Свидетелей Иеговы* в России становится все больше, и юг страны не является исключением, заявил в середине мая представитель Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы* Ярослав Сивульский. Из южных регионов особо проблемными для Свидетелей Иеговы* он назвал Ростовскую область и Ставропольский край. Общее число политзаключенных из числа Свидетелей Иеговы* в России на 1 мая составляло не менее 55, сообщил 13 мая Правозащитный центр "Мемориал".
События, происходящие с последователями Свидетелей Иеговы*, заставляют задуматься о необходимости уточнения признаков экстремистской деятельности, указанных в статье 282.2 УК РФ, отмечается в этом докладе.
«Безусловно, любая экстремистская деятельность недопустима, но также недопустимы расплывчатые критерии отнесения религиозных материалов к экстремистским, когда фактически любой федеральный судья по своему усмотрению может запретить любую книгу, изображение, видео- или аудиозапись», - заявляет Москалькова.
По мнению Уполномоченного, в целях укрепления гарантий прав граждан требуются четкие законодательные, а не оценочные критерии, расширяющие административное и судебное усмотрение и позволяющие признавать те или иные материалы и убеждения экстремистскими.
При этом в докладе омбудсмена упоминаются и жалобы на «навязчивую миссионерскую деятельность Свидетелей Иеговы*». Отмечая, что адепты Свидетелей Иеговы* не должны ущемлять права других людей, омбудсмен заявляет, что они не должны преследоваться по субъективным основаниям.
Ранее "Кавказский узел" сообщал о задержаниях в конце мая Свидетелей Иеговы* в Волгограде, несколько из задержанных верующих были арестованы. 6 июня ФСБ заявила, что силовики в Дагестане пресекли деятельность 15 ячеек Свидетелей Иеговы*. По версии силовиков, задержанные вербовали сторонников для совместного изучения экстремистской литературы.
Материалы о событиях, связанных с иском Минюста о ликвидации "Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России"*, "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*".
* – 396 российских организаций Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]