Ведет программу Дмитрий Волчек. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов, Юрий Багров, Михаил Саленков и Никита Татарский.
Дмитрий Волчек: Делегация парламентской ассамблеи Совета Европы вылетела на Северный Кавказ. Накануне отлета из Москвы делегация европейских парламентариев во главе с лордом Джаддом провела несколько встреч с представителями российского руководства.
Олег Кусов: Лорд Джадд перед отлетом на Северный Кавказ провел в Москве ряд встреч с российскими политиками и чиновниками, во время которых он сделал несколько заявлений о ситуации в Чечне. Лорд Джадд поздравил федерального министра по Чечне Станислава Ильясова с успехами по восстановлению республики. Обсуждая ситуацию в Чечне, как сообщает информационное агентство Интерфакс, лорд Джадд осудил огульную жестокость, но при этом фактически оправдал российских военных, которые, как следует из его слов, ранее совершали действия неизбирательного характера в отношении гражданского населения. Сопредседатель рабочей группы ПАСЕ-Госдума лорд Джадд поддержал идею проведения референдума по проекту конституции Чечни. "Я прочитал ваш проект конституции от корки до корки, и документ мне показался весьма интересным", - заявил Джадд в Госдуме на встрече со студентами-чеченцами. При этом высказал пожелание: "Конституция Чеченской республики должна быть таким же сильным документом, каковым являются конституции Франции, Германии и России". Словом, на встречах в Москве лордом Джаддом было произнесено немало слов, в которых нашлось место положительным оценкам российским политикам и чиновникам. Это обстоятельство удивило российских правозащитников. На пресс-конференции в Москве председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов заявил, что он и его коллеги неудовлетворенны деятельностью рабочей группы ПАСЕ-Госдума. Олег Орлов считает, что очень часто эта группа удовлетворяется формальными ответами по проблеме нарушения прав человека в Чечне от российских властей. Лорд Джадд и члены рабочей группы ПАСЕ-Госдума вылетели на Северный Кавказ. После беседы с полномочным представителем президента России в Южном федеральном округе Виктором Казанцевым парламентарии отправятся в Ингушетию и Чечню. Возможно, после очередного визита в зону так называемой контртеррористической операции тон заявлений лорда Джадда несколько изменится. В противном случае впредь отыскать ему общий язык с обездоленными чеченцами будет намного сложнее. А пока к приезду делегации ПАСЕ во главе с лордом Джаддом готовятся власти Чечни и Ингушетии.
Юрий Багров: В Чеченской Республике сокращают блокпосты, выводят воинские подразделения из тех населенных пунктов, куда намечен приезд лорда Фрэнка Джадда, пытаясь таким образом создать видимость сокращения армейской группировки. Правозащитники отмечают, что из сел, в которые переведены войска, уже поступают жалобы от местных жителей на неправомочные действия российских военных. Так, в населенном пункте Танги-Чу после перевода туда части военной комендатуры и ФСБ и Урус-Мартана число жителей сократилось чуть ли не втрое. Люди бегут в соседнюю республику, чтобы переждать это неспокойное время.
Ингушским чиновникам еще проще готовиться к приезду политиков из Европы. Для этого достаточно ослабить нажим на беженцев и снять ограничения на работу гуманитарных организаций и правозащитников, что и было сделано. Испуганные беженцы, по задумке ингушских властей, после таких уступок должны повести себя корректно и не жаловаться Фрэнку Джадду на тяжелую жизнь. Очевидно, они также не должны забывать участь своих соотечественников из палаточного лагеря "Иман" вблизи Аки-Юрта, которых в начале декабря выселили из брезентовых жилищ и перевезли в Чечню. В общем, подготовились, как смогли, однако, рассчитывать на молчание вынужденных переселенцев в случае посещения палаточных лагерей лордом Фрэнком Джаддом вряд ли стоит. Этот политик пользуется среди беженцев особой симпатией и уважением. В городках создаются подобия комитетов, где люди в письменной форме составляют жалобы на действия ингушских чиновников. В обращениях рассказывается и о давлении со стороны местных властей, и об отключении газа и электричества, и об отсутствии гуманитарной помощи. По опыту прошлых встреч с лордом Фрэнком Джаддом беженцы знают, что поговорить с политиком им не дадут - слишком плотно он бывает окружен кремлевскими чиновниками и вооруженной охраной. Но люди рассчитывают, что, по крайней мере, им удастся передать лорду Джадду свои обращения.
Олег Кусов: Правозащитники надеются, что повлиять на политику в России и Чечне могут решения Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Европейский суд готов принять к производству шесть жалоб жителей Чечни, интересы которых представляет правозащитный центр "Мемориал"
Михаил Саленков: В Европейский суд представителями "Мемориала" направлено 36 жалоб жителей Чеченской Республики. 32 напрямую связаны с вооруженным конфликтом на Северном Кавказе. 6 жалоб, признанных годными к производству, будут рассматриваться Страсбургским судом в трех делах. Рассказывает председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов:
Олег Орлов: Первое дело - это дело по поводу убийств жителей города Грозного в январе 2000-го года в Стапропромысловском районе Грозного. Во время "зачисток" Старопромысловского района российские военнослужащие расстреливали мирных граждан. В данном случае речь идет о двух заявителях, о Розе Акаевой, у которой был расстрелян брат, и о Магомете Хашиеве, у которого были расстреляны брат, сестра и двое племянников.
Михаил Саленков: Второе дело касается бомбардировки колонны беженцев у села Шами-Юрт 29 октября 1999-го года.
Олег Орлов: Трое заявителей подали жалобу. У двоих, у Медики Исаевой и Зины Юсуповой, погибли родственники, которые вместе с ними ехали. Либхан Базаева пережила страшный психологический шок - пострадало имущество, машина со всем имуществом сгорела. Третье дело содержит жалобу одного человека, Зары Исаевой, на то, что во время обстрела села Катыр-Юрт погиб ее сын. Когда семья их пыталась уехать из села, сели в автомашину и начали выезжать из села, прямо в селе они попали под новый обстрел, и сын ее погиб. Российская сторона утверждает: была ситуация, что называется, абсолютно необходимого применения силы - боевики в селе, гибнут российские солдаты, случайно попали под обстрел эти мирные жители. А происходила тогда так называемая операция "Охота на волков". То есть, основные отряды боевиков блокированы в Грозном. Им подбрасывается дезинформация о том, что можно, купив за деньги безопасный коридор, выйти из Грозного. Узнав про это, по этому коридору выходят отряды боевиков из Грозного и попадают на минные поля, под обстрел, и так далее. Но как проходит этот коридор - он проходит, в том числе, и через населенные пункты.
Михаил Саленков: Сотрудник центра "Мемориал" Александр Черкасов считает, что обращение в Страсбург может не только способствовать уменьшению преступлений со стороны российских военнослужащих в отношении мирных жителей Чечни, но возможно, изменит и политику России на Северном Кавказе. В качестве примера из практики суда по правам человека он привел случай с турецкими курдами: за нарушение их прав Турции пришлось выплачивать компенсации пострадавшим, а потом - пересмотреть политику в отношении курдов.
Олег Кусов: Российские правозащитники утверждают, что власти до сих пор не отказались от намерения насильно вернуть беженцев из Ингушетии в Чечню. Глава общественного комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина заявила на пресс-конференции в Москве, что гуманитарная ситуация в ингушских лагерях беженцев еще более осложнилась.
Никита Татарский: Не так давно в Ингушетии провела работу комиссия по обследованию положения перемещенных внутри страны лиц из Чечни в палаточных лагерях Ингушетии. Комиссия посетила селение Аки-Юрт, где в конце прошлого года был зарыт палаточный лагерь "Иман". Местные власти утверждают, что закрытие лагеря связано лишь с тем, что беженцы по собственному желанию стали возвращаться домой в Чечню, и он оказался ненужным. Однако российские правозащитники считают, что возвращение жителей лагеря на территорию Чеченской республики нельзя называть добровольным. Член комиссии, председатель общественного комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина на пресс-конференции в Москве отметила, что некоторые улучшения в положении беженцев все же появились.
Светлана Ганнушкина: Во-первых, все-таки выселение приостановлено и в других лагерях людей не выселяют в настоящее время. Из подразделений воинских, которые находятся рядом с лагерями, убраны солдат срочной службы, их работа заменена работой МВД Ингушетии, что приводит к смягчению остановки. В Аки-Юрте, где расползлись во все щели беженцы, которые жили в лагере "Иман", ставят щитовые домики. 300 человек восстановлены снова в списках на питание. Нам было обещано, что люди, которые будут возвращаться, тоже будут получать возможность поселиться в щитовых домиках. То есть в некотором смысле лагерь восстанавливается.
Никита Татарский: Но, по мнению Светлан Ганнушкиной, это вряд ли в целом изменит положение беженцев в Ингушетии в лучшую сторону. По ее словам, давление на них будет оказываться и дальше, только в иной форме.
Светлана Ганнушкина: Что вызывает опасения? То, что в Ингушетии будет устроена такая же обстановка, как в Чечне, то есть будут проводиться зачистки. Что там будут создан такие условия, что будет все равно, где жить в лагере в Ингушетии или жить на территории в Чечне. Вот такой способ выживания людей. Речь идет о лагере "Сацита", это произошло 6-го января, когда на лагерь была организована проверка, что-то вроде зачистки и пропало три человека. Через семь дней сотрудники силовых ведомств станицы Знаменская признались родственникам двух пропавших, что те были действительно задержаны. Один из них был возвращен 13-го числа, а второй, по словам родственников. Не вернулся в лагерь "Сацита". Потом было выяснено, что он арестован и содержится под стражей по подозрению в причастности в покушении на сына убитого главы Надтеречного района. Четвертого января в лагере МПФ, расположенного в Карабулаге, была тоже проведена зачистка, там взяли несколько человек, которые потом были возвращены. И 8-го числа в молочно-товарной ферме на территории Назрановского района была проведена зачистка, задержали 13 человек, в результате они были возвращены. Что очень неприятно, что среди задержанных были школьники, что, конечно, совершенно недопустимо.
Олег Кусов: Как создается впечатление, российские власти своей главной целью в Чечне ставят проведение референдума и выборов президента. Правозащитники озабочены ухудшающимся положением беженцев. Позиция европейских парламентариев во многом еще неясна. Лорд Джадд в Москве выразил удовлетворение процессом восстановления в Чечне, поддержал референдум и проект конституции Чечни и пока мало сказал об истинных проблемах населения республики. Их нуждами, похоже, политики интересуются все меньше и меньше.