Каждое утро женщины в лечебнице в Умбаки начинают с того, что подходят к зеркалу и рисуют себе черным косметическим карандашом брови, стараясь сделать их похожими на настоящие.
Отмирающие пальцы не слушаются, и лица часто становятся похожими на маски.
Здесь, в поселке Умбаки, в 80 км от Баку, расположился лепрозорий, обитатели которого живут и умирают, забытые внешним миром, без особой помощи со стороны правительства или международного сообщества.
29 января 36 жителей лепролечебницы будут отмечать свой собственный праздник - День прокаженных. Это событие не будет запечатлено на пленку, здесь не любят фотографироваться - "чтобы не останавливать время, которое здесь и без того длится вечно".
Первый и оставшийся единственным на Кавказе лепрозорий был создан в Азербайджане в советский период, в 1926 году, и в те времена здесь проходили лечение более 300 человек из Азербайджана, Армении и Грузии. Вначале лепрозорий действовал в Баку. Потом его несколько раз переносили и, наконец, в 1957 году лечебница обосновалась окончательно в поселке Умбаки.
В беседе с корреспондентами IWPR единственный в Азербайджане специалист-лепpолог Вагиф Абдинов, который до сеpедины 90-ых годов был главным врачом в Умбаки, посетовал, что положение в лепрозории год от года ухудшается.
Здания давно не ремонтировались, ушли в небытие когда-то действовавшие здесь большой клуб, хорошая библиотека. Но самое плохое в том, что вот уже пятый год не работает диагностическая лаборатория лепрозория. "А это означает, что для подтверждения диагноза новым больным потребуется обратиться в зарубежные лепрозории, ближайший из которых находится в российском городе Астрахани", - говорит Абдинов.
Иногда в лепрозорий наведываются врачи из Национальной ассоциации помощи лепробольным, из Турции или из международных организаций типа "Врачи без границ". Однако жалованье занятых здесь врачей ниже зарплаты, выдаваемой медработникам в Баку, а потому работа в Умбаки мало привлекает столичных медиков.
Сегодня лечебница представляет собой четыре одноэтажных старых и довольно обветшалых здания, окруженных высокими заборами, с усаженным деревьями двором. Добраться из Баку сюда можно на одном-единственном полуразвалившемся автобусе, который совершает челночные рейсы раз в день.
Объект считается закрытым, и журналисты имеют право входить туда только с письменного разрешения министра здравоохранения Азербайджана. Побывали здесь до сих пор немногие журналисты, по большей части с помощью или в составе международных гуманитарных организаций.
Зная сложность получения официального разрешения, мы решили рискнуть и поехать туда самостоятельно. Какого же было удивление, когда у дверей лепрозория журналистов никто не остановил.
Нынешние обитатели лепрозория - все пожилые люди, самой старшей 85 лет. Одной из старожилок является 60-летняя Заpифа Сеидова. У нее нет бровей и ресниц, лицо не способно ни к какой мимике, бугорки вокруг глаз, скрученные пальцы.
Зарифа живет здесь уже 36 лет. Когда ей поставили диагноз, она уже была матерью трех здоровых девочек, а в первый год пребывания в лепрозории родилась четвертая дочка. Рожала она в обычном родильном доме, девочку врачи забрали, а Зарифу отправили обратно в лепрозорий. С тех пор Сеидова каждый год посещает своих дочерей, и иногда даже по нескольку дней гостит у них. Проказа - заразная болезнь, поражающая конечности человеческого тела. У лепробольных лицо увеличенное, расплывающееся - "львиное лицо". Трудно определить, где располагались глаза, нос, выпавшие брови, язвы.
Кроме того, постепенно у пациентов этой клиники пропадает чувствительность рук и ног. Больные не ощущают боли, повышенной или пониженной температуры. Нервные окончания атрофируются, отмирают клетки кожи, мышц, и, что самое страшное, рассыпаются, разрушаются кости. Но проказа - это заболевание, которое сегодня вполне поддается излечению, и в большинстве случаев в Азербайджане все же удавалось остановить ход болезни до того, как она нанесет большой ущерб внешности. И согласно официальной статистике, в Азербайджане за последние 10 лет не были обнаружены больные со свежей инфекцией лепры.
Помимо пациентов лечебницы в Умбаки, в Азербайджане на сегодняшний день зарегистрированы еще 55 лепробольных. Они остаются в своих семьях, однако должны ежегодно до конца жизни проходить обследование в лепрозории.
Главная проблема обитателей лепрозория заключается в нехватке лекарств, если не говорить о страхе и предрассудках, жертвами которых они становятся в общении со здоровыми людьми. Прокаженные осознают, что их боятся, и очень хорошо запоминают тех, кто рискнул поздороваться с ними за руку.
Родственникам разрешено посещать больных в любое время, но явление это редкое. Поэтому пациенты считают лепрозорий домом родным. Кто-то держит домашнюю птицу, кроликов. Как все здоровые люди, они отмечают праздники, жгут костры на весенний праздник Новруз, режут жертвенных животных на Курбан байрамы. В дни праздников им даже разрешают, правда, в небольших количествах, употреблять спиртные напитки.
Здесь случаются и любовные романы. В качестве примера, дающего надежду этим ни на что не рассчитывающим людям, нам рассказали такую историю. Один из мужчин поспорил с собратьями по несчастью, что он непременно женится на здоровой девушке. И так и случилось. Его избранницей стала работавшая в лепрозории санитарка. "С тех пор прошло уже более тридцати лет, у них родились и выросли здоровые дети, которые бывают в лепрозории вместе с отцом и не боятся заразиться, общаясь с нами", - рассказывали пациенты.
Но большинство безнадежно больных заканчивают свою жизнь здесь же. В 200 метрах от лепрозория есть кладбище для прокаженных - запущенное место, поросшее бурьяном. Там обрели свой покой измученные люди.
Желая все же узнать больше о жизни живых, о проблемах лепрозория, корреспонденты IWPR обратились к главному врачу учреждения Видади Алиеву. Однако на просьбу о встрече он ответил категорическим отказом. Более того, услышав, что мы журналисты, санитары потребовали немедленно покинуть территорию лепрозория, мотивируя это тем, что "здесь - закрытая зона, а главврач никому не дает интервью".
Утешительным является тот факт, что лепрозорий, благодаря усилиям местного правительства, пока не страдал от отсутствия газа или воды, о чем заботится местное руководство.
Закрытие этого центра в ближайшем будущем маловероятно, хотя бы потому, что для жителей поселка лепрозорий является единственным рабочим местом, где стабильно выдают зарплату. Здесь заняты более 30 местных жителей на самых разных работах - от дворника до медсестер. Помогают и прокаженным в их работе на приусадебном участке и в уходе за животными.
"Желающих работать в лепрозории много - зарплата выше, чем в других местах: санитарки получают примерно 30 долларов, врач - до 60 долларов", - говорит глава администрации поселка Умбаки Тофик Поладов.
Опубликовано 17 января 2003 года