На прошлой неделе в Цхинвале сотрудники комитета государственной безопасности Южной Осетии остановили шедшего по улице сына бывшего президента республики Алексея Чибирова. Ему предложили пройти вместе для беседы.
После того, как Чибиров отказался, его силой усадили в машину и доставили в изолятор временного содержания КГБ. 14 января арестованный в знак протеста объявил голодовку.
Тем самым был дан старт очередному масштабному скандалу в местном политическом поле после того, как более десяти лет назад ныне непризнанная республика "откололась" от Грузии. В течение восьми последующих лет Южную Осетию возглавлял Людвиг Чибиров, отец ныне задержанного. В результате состоявшихся в декабре 2001 года президентских выборов Чибирова сменил нынешний глава республики Эдуард Кокойты.
Как сообщил журналистам следователь Николай Пухаев, Алексею Чибирову предъявлено обвинение по нескольким статьям уголовного кодекса, но основное из них связано с родом деятельности задержанного - вплоть до конца 2001 года Чибиров-младший являлся заместителем председателя комитета госбезопасности (структуры, теперь его арестовавшей). "Во время выборов президента Южной Осетии подчиненные ему офицеры спецслужбы ворвались к председателю парламента Станиславу Кочиеву и принуждали его снять свою кандидатуру. Кроме того, звучали угрозы убийства в адрес депутата Георгия Чельдиева", - сказал следователь. Почему обвинение предъявлено только сейчас, спустя более чем год после событий, официальные лица не объясняют. Зато бывший президент Людвиг Чибиров заявил в интервью, что против его сына "фабрикуют дурацкие обвинения, по которым он может получить до 20 лет тюрьмы", но "вся эта акция направлена против него самого и, вероятно, связана с выборами президента в 2001 году, когда Алексей открыто выступал против нынешнего лидера Южной Осетии Эдуарда Кокойты". В свою очередь, Кокойты заверил журналистов в том, что "никакого политического содержания здесь нет и сложившаяся ситуация является в большей мере результатом недоразумения". "У сотрудников КГБ были некоторые вопросы к Алексею Чибирову, но это намерение было им неправильно воспринято", - сказал президент.
Сторонними наблюдателями происходящее оценивается как последнее по времени проявление длительного противостояния двух политических сил. Начало ему было положено в середине 2001 года, когда в Южной Осетии, до тех пор политически сплоченной перед лицом "общего врага" в лице грузинского правительства, впервые конкретно проявила себя оппозиция.
Ее возглавили, каждый свое крыло, два "новых" (кроме Чибирова) кандидата на пост президента - лидер Коммунистической партии Южной Осетии Станислав Кочиев и вернувшийся в Цхинвал из Москвы беспартийный Эдуард Кокойты.
Несмотря на ожесточенную пикировку кандидатов, многим следившим за ходом событий экспертам победа полновластного Чибирова казалась само собой разумеющейся. Однако в конечном итоге ему? удалось заручиться лишь 20 процентами голосов, и уже в первом туре президентской гонки Кокойты и Кочиев оставили его позади. Возможно, проигрыш стал неожиданностью и для самого Людвига Чибирова. Во всяком случае, на следующий день вооруженные сторонники его сына ворвались в здание парламента и потребовали от Кочиева снять свою кандидатуру и тем самым отменить итоги президентских выборов. "Однако противостояние "чибировских" и "кокоевских" сил сегодня уже осталось в прошлом - ни старший, ни младший Чибировы не являются фигурами, оказывающими сколько-нибудь заметное влияние на ситуацию в Южной Осетии", - считает один из цхинвальских политологов, не захотевший назвать своего имени. Отметим, что и официальные лица, и независимые эксперты в Цхинвале воздерживаются от комментариев на эту тему.
Людвиг Чибиров демонстративно дистанцировался от политической жизни Южной Осетии сразу после того, как проиграл выборы. С мая прошлого года он живет во Владикавказе (юг России),? является ведущим научным сотрудником отдела истории и этнографии народов Кавказа НИИ гуманитарных исследований и пишет мемуары. Но, по мнению собеседника IWPR, все же не исключено, что при нынешнем аресте Алексея Чибирова могла иметь место попытка ликвидировать остатки политического влияния экс-президента.
Согласно другой версии, целью КГБ является уничтожить связи Чибирова-младшего, оставшиеся со времен его службы в этой структуре. В пользу этих предположений может служить тот факт, что одновременно с сыном экс-президента были задержаны по различным обвинениям еще несколько человек, и в их числе сотрудник отряда милиции особого назначения (ОМОН) Мераб Пухаев, который при Чибирове возглавлял эту структуру и был близок к экс-президенту.
Руководство приступило к кадровому укреплению политического контроля в силовых органах", - отметил в беседе с IWPR политолог. В ряде средств массовой информации вне Южной Осетии, в том числе в Тбилиси, задержание Алексея Чибирова и омоновцев квалифицируется как открытое противостояние в силовых структурах сторонников и противников нынешней власти. Сами силовики это категорически опровергают. "Никаких волнений нет, ситуация спокойная и подконтрольная", - заявил IWPR начальник ОМОНа Мурат Тедеев. "Служба идет в обычном своем распорядке".
Укрепить подозрения в том, что в Цхинвале все же имеет место "политическая разборка", мог еще один "целевой удар" по экс-президенту - демонстрация по местному телевидению видеозаписи с чрезвычайно сильным компроматом на прежнее руководство республики. Об этом было заявлено на состоявшемся 13 января рабочем совещании руководства Южной Осетии.
Однако видеосюжет в эфир до сих пор не вышел. О каком компромате могла идти речь - можно только гадать. В Цхинвале идут слухи о финансовых нарушениях прежнего руководства, даже о его криминальных делах. Отказ от демонстрации таинственного сюжета говорит, по всей видимости, о том, что руководство решило: сделано уже вполне достаточно для того, чтобы сохранить сегодняшний статус-КВО - "честь" называться оппозицией оставлена только все тем же коммунистам во главе со Станиславом Кочиевым.
Опубликовано 17 января 2003 года