Спустя более недели после того, как российские власти, по словам представителя высотки на Смоленской, "были вынуждены" в аэропорту "Шереметьево" аннулировать въездную визу в паспорте известного германского писателя Гюнтера Вальрафа и "предложить ему вернуться в Германию обратным рейсом", газета "Берлинер цайтунг" поместила информацию о том, что московский инцидент будет иметь дипломатическое продолжение.
По ее сведениям, министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер намерен содействовать тому, чтобы Вальраф, а также прилетавшие вместе с ним 7 января бывший министр труда Норберт Блюм и руководитель благотворительной организации "Кап Анамур" Руперт Нойдек смогли осуществить свою российскую поездку. Фишер, как утверждает издание, уже разговаривал по поводу этой истории со своим коллегой Игорем Ивановым и, более того, хочет поставить соответствующий вопрос перед президентом Владимиром Путиным, когда 9 февраля он прибудет в Берлин для открытия Года российской культуры в Германии.? По данным московских инстанций, поводом для выдворения Вальрафа стало то, что он, имея туристическую визу для посещения Москвы и Санкт-Петербурга, заявил в интервью журналу "Штерн", что подлинной его целью является сбор информации в Чечне в рамках журналистского расследования. Узнав об этом, МИД РФ официально сообщил посольству ФРГ в Москве, что преднамеренное отклонение иностранного гражданина от цели и маршрута поездки, заявленных при подаче визовых документов, является серьезным нарушением российского законодательства и может повлечь за собой аннулирование въездной визы.
Как ни странно, санкции не распространились на Блюма и Нойдека, хотя они составляли с Вальрафом "единую команду", прибыли с одинаковой целью "проникнуть в Чечню" и вернулись в Германию тем же авиарейсом - только по собственному решению из солидарности с высылаемым. Такая нестыковка подтверждает выборочный характер российской акции в отношении Вальрафа, который относится к германским критикам действий федералов в Чечне.
Вальраф известен в Германии как автор книг громких документальных репортажей, которые относятся к разряду разоблачительной литературы. Внедрившись однажды под вымышленной фамилией в редакцию массовой "Бильд цайтунг", он ознакомил затем публику со скандальными нравами и методами шпрингеровской прессы. Прикинувшись турком и поработав на ряде предприятий, он рассказал в другой книге о произволе в отношении гастарбайтеров. И т.д. Обладая талантом перевоплощения, Вальраф вполне мог бы оказаться в Чечне, чтобы написать о том, как он был "чеченцем".
Наверное, если уж российские власти по тем или иным причинам не хотели пускать Вальрафа в Чечню, это можно было сделать более элегантно. Но, с другой стороны, нельзя исключать, что писатель-разоблачитель сознательно шел на коллизию.
Независимо от того, демократичны или нет российские порядки, они, несомненно, требуют их соблюдения иностранными путешественниками, так же, как граждане РФ обязаны уважать в Германии законы этой страны. Но вот что сказал той же "Берлинер цайтунг" Норберт Блюм: "Если нас не пустят через парадную дверь, мы войдем с черного хода. И если до приезда Путина вопрос не урегулируют, то будет шум".
Опубликовано 17 января 2002 года.