Сегодня словосочетания "телевизионная программа", "телевизионный эфир", "телевидение и реклама", "электронное средство информации" и т. п. настолько прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что-мы уже перестали раздумывать и размышлять над этими понятиями и процессами. Дискуссии на эту тему, порой разворачиваемые в центре, довольно быстро обходят наше информационное поле. Так было и недавно, когда обострившаяся в московских СМИ полемика по поводу поправок к федеральному Закону о СМИ осталась почти незамеченной дагестанскими аналитиками СМИ. Между тем известно, что осмысленная информационная политика, более того, информационная телевизионная политика, не могут формироваться без максимального учета неких общих современных телевизионных стандартов. Что собой представляют сегодняшние телевизионные стандарты, как обстоят дела с информационной политикой в дагестанских электронных СМИ? Эти и другие вопросы мы попросили прокомментировать представителя Окружного управления Министерства РФ по делам печати, телерадиовешания и средств массовых коммуникаций в! РД, доктора философских наук КУРБАНОВА Г.М.
- Все, что происходит на нашем телевидении в последнее время, наталкивает на разные размышления, и оптимистическими их никак не назовешь. Между тем у нас телевизионщики любят говорить про особенности национального дагестанского телевидения, при этом под термином "дагестанское телевидение" мы подразумеваем отнюдь не ГТРК "Дагестан" - дочернее предприятие федеральной компании, а сложное информационное явление, имеющее более широкое пространственное и временное измерение. Скажите, какое место в нашей жизни занимает ТВ, и в чем особенность дагестанского телевидения?
- В современных домах телевизор давно перестал быть просто технической забавой. Азбучная истина: сегодня телевидение оказывает огромное влияние на самые разные стороны жизни людей, в том числе на формирование ценностей. Оно объединяет самых разных людей независимо от их социального статуса или места проживания. Так, например, средний американец проводит у телеэкрана 12 лет своей жизни, англичанин - 11, француз и итальянец - по 9. В России телевидение также является самым массовым каналом информации. Об этом достаточно красноречиво свидетельствует тот факт, что почти 90 процентов населения России именно из телепередач узнают о событиях в стране.
Что же касается особенностей дагестанского телевидения, их можно найти в несколько иных культурных традициях, множественности языков, замкнутости местных вещателей, сложных ландшафтных условиях. И все это в какой-то мере отличает наше ТВ и радио от других региональных телевидений страны. Где еще можно найти радио, которое вещает на 14 национальных языках? Однако многоязычие, как оказалось, не делает СМИ автоматически особенными или уникальными. Многие из тех, кто был наблюдателем телевизионных процессов, да и просто телезрителем в 90-е годы, согласятся с тем, что дагестанские "телевизионные инициативы" можно посчитать на пальцах одной руки. Я здесь говорю об инициативах, поскольку именно они и определяют, в сущности, особенности ТВ в полном смысле этого слова.
Думаю, что дагестанское телевидение переживает один из сложных этапов своего развития и пока находится в поисках собственной уникальности.
- Вы хотите сказать, что республиканский телеэфир не формируется дагестанскими вещателями?
- По большому счету - именно так. Причин для подобного утверждения, по крайней мере, две. Первая, наиболее очевидная и недавняя по времени возникновения, сводится к тому, что сегодня спутниковые каналы и программы с легкостью преодолевают национальные границы. Для того, чтобы убедиться в этом, нет необходимости проводить какие-то специальные исследования, достаточно лишь взглянуть на сетку телевизионных программ. Общее количество времени основных дагестанских вещателей на 5 каналах составляет около 10 часов в сутки. Эфирное вещание на республику восьми федеральных каналов более 160 часов, а если посчитать кабельное вещание, то это время удваивается и даже утраивается. Таким образом, процент местного вещания равен примерно 16%. Формирование спутниковой сети разрушило традиционные вещательные монополии, и местное ТВ оказывается под определенным влиянием телевизионных моделей и принципов более состоятельных и крупных вещателей. Другая же причина, исторически более ранняя, заключается в качестве местного вещания. Согласно опросу, 79% дагестанцев смотрят передачи 1 канала, 77% -НТВ, 73% - РТР и только 46% опрошенных - дагестанское ТВ.
Это притом, что реальные показатели рейтинга регионального телевидения, по видимости, еще ниже, поскольку вещание большинства местных телекомпании осуществляется на одних технических каналах ("кнопках") с центральными канал, НТВ, СТС, ТВС и ТНТ, образуя так называемые "перекрытия", и зрители порой просто "вынуждены" смотреть местные программы. Механизм здесь разный - сетевое партнерство, когда заключается договор с российскими каналами, покупается у них определенное время, или пиратское вклинивание в сетку вещания федерального канала. Эти самые перекрытия, которые вызывают оправданное недовольство многих телезрителей, позволяют местным студиям обеспечивать себе аудиторию.
- Есть ли у территориальных органов Минпечати России реальные рычаги влияния на ситуацию?
- Очень мощные. Не зря ведь нас по старинке все еще называют "цензорами". Согласно действующему законодательству, МПТР РФ и его территориальные органы занимаются регистрацией и лицензированием электронных СМИ. На нас же возложены и обязанности контроля за соблюдением телерадиовещателями законодательства о СМИ: условий лицензирования и т.н. программных концепций. Новый Кодекс РФ об административных нарушениях дает должностным лицам территориальных органов МПТР РФ право возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.13, 5.25, 6.13, 13.15, 13.16, 13.20, 13.21, 13.23, 28.1, 28.3, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса РФ об административных нарушениях.
Речь в этих статьях идет о злоупотреблении свободой массовой информации, пропаганде наркотических средств, нарушении правил распространения обязательных сообщений, воспрепятствовании уверенному приему радио- и телепрограмм, нарушении порядка изготовления или распространения продукции электронных средств массовой информации, нарушение, лицензионных условий, нарушение порядка объявления выходных данных, нарушение порядка хранения материалов теле- и радиопередач и т.д. Санкций по некоторым статьям достаточно жесткие - наложение штрафа до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предмета административного правонарушения.
Новый Кодекс позволяет нам теперь принимать меры и при непредставлении возможности в СМИ обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата или при непредставлении средствам массовой информации сведений об итогах голосования или о результатах выборов.
При этом мы не сторонники силовых и судебных методов работы, поскольку понимаем, что пока идет строительство дагестанского пространства, но этот процесс должен завершиться и приобрести цивилизованные формы. Здесь важно учесть и то, что одних наших усилий будет недостаточно без поддержки республиканской и местной власти.
- Как вы оцениваете содержательную сторону и уровень местных телепрограмм?
- Помните, в каком-то старом фильме Игорь Ильинский произносит свою знаменитую фразу: "Нашего зрителя голыми ногами не возьмешь!". Тогда это воспринималось со смехом, а теперь, увы. Посмотрите, сколько на экранах телевизоров музыки, абсолютно безголосых певцов и певиц, которые как раз и "берут" зрителя ногами (впрочем, не только ногами). При этом многие телестудии не утруждают себя режиссурой, монтажом, предлагая зрителю передачи и съемки, а то и просто фотографии, отснятые любителями на свадьбах, юбилеях и банкетах, превращая телевидение в откровенную халтуру.
И это не просто субъективная оценка. Мы уже говорили с вами о рейтинге местного телевидения. Давайте зададимся вопросом: почему он низок? Дело в том, что подавляющее большинство местных студий не стали электронным средством информации в полном смысле этого слова. Во многих из них преобладает ярко выраженная рекламно-музыкальная специализация. Руководители этих студий забывают, что задача телевидения - удовлетворять одну из глубинных естественных потребностей человека - потребность в разнообразной информации. Сегодня мы на мир смотрим глазами телеоператора. Событий попросту нет, если они не попадают на телеэкран. Только отражая регулярно и оперативно множество фактов и событий, донося их зримый облик до всех, ТВ может создавать информационное поле и формировать собственную аудиторию. Нужно помнить, что телезрителей интересует не только национальная музыка, но и политика, международная жизнь, экономика, экология, спорт, а также и культура.
ТNS-Рейтинг программ пяти основных каналов российского ТВ говорит о том, что самыми смотрибильными являются новые и старые информационные передачи. Среди зрительской аудитории наших местных каналов основной процент составляют любители национальной музыки, поскольку основное время в эфире этих телестудий занимают коммерческие передачи типа "Телепрезент", "Телепоздравления" и "Добрый вечер". Сам собой напрашивается вывод: пока наше телевидение является только средством развлечения, а не средством информации.
- Недавно в разных комиссиях, заседаниях, на встрече президента с представителями СМИ обсуждался проект нового закона о СМИ. Что нас ожидает?
- После того как Президент отклонил поправки в законы о СМИ и терроризме, индустриальный комитет передал в Федеральное Собрание первый вариант проекта нового закона о СМИ. Трудно сказать, будет ли он принят, но, по словам тех, кто готовил этот проект, новый закон сохранит все базовые либеральные положения действующего Закона о СМИ. Главное кардинальное новшество - более четко сформулирован институт собственника. Новый закон, наверняка, попытается отрегулировать взаимоотношения: владелец - издатель (вещатель) - редакция. Предполагается, что в новом законе будет единая схема регистрации всех без исключения СМИ и определены организационно-правовые формы. Думаю, что в законе появится новое понятие "мультимедийная среда" и вопросы регулирования такого сегмента индустрии СМИ, как интернет-пространство. Особое внимание будет обращено к правовым нормам, предусматривающим механизм взаимодействия СМИ и государства в экстремальных ситуациях. Это то, с чего начался разговор о поправках к Закону о СМИ. После событий 11 сентября в США и "Норд-Оста" в Москве стало ясно, что ТВ может быть не только заложником терроризма, но и своего рода непредумышленным провокатором. И тут важно найти разумный компромисс между неотъемлемым правом на свободу слова, получение информации и необходимостью эффективного противодействия экстремизму, политическому радикализму и международному терроризму.
Опубликовано 10 января 2002 года.