ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Большинство перевозчиков зерна на Кубани приостановили рейсы, требуя пересмотреть коррупционную практику экспортеров с перевозчиками через посреднические фирмы. Посредники диктуют условия, в которых легальная работа без перегруза машины убыточна, заявили предприниматели. Забастовка ощутимо ударила по фермерам, которые рискуют потерять свои запасы зерна, сообщил лидер движения "Вежливые фермеры" Алексей Волченко.
Как писал "Кавказский узел", 30 января в посёлке Весёлом Ростовской области прошло первое организованное собрание водителей зерновозов, которые до этого проводили стихийные акции протеста. Водители заявили, что после снижения цен за перевозку зерна остались без доходов. Они предлагают запретить деятельность посредников, а также наказывать грузополучателей, которые принимают перегруженные зерном машины. Водители зерновозов протестуют также в Краснодарском и Ставропольском краях.
Большинство кубанских перевозчиков зерна присоединились к забастовке своих коллег в регионах юга России, начатой 20 января, сообщил кубанский предприниматель, участник акции протеста Илья Белов. "Основная масса краснодарских зерноперевозчиков поддержала протест, но около 20% продолжают работать. Учитывая, что это капля в море, экспортеры не получают должного объема зерна", – сказал предприниматель корреспонденту "Кавказского узла".
Экспортеры зерна не работают напрямую с перевозчиками – они сотрудничают с водителями зерновозов только через посредников. Экспортеру невыгодно работать с каждым мелким предпринимателем в отдельности, поскольку это создает большую нагрузку на бухгалтерию, пояснил Белов.
По словам предпринимателя, экспортеры постепенно идут на повышение платы за перевозки, но пока это повышение несущественно. "Видимо, экспортеры понимают, что их затраты по договорным обязательствам в разы превышают те затраты, которые они бы понесли, добавив нам хотя бы 30-40% на перевозки. Они держат возле себя посредников, которые путем интернет-платформ набирают машины. Они берут немаленькие деньги за свои услуги. Происходят мнимые торги между перевозчиками, и таким образом сбивают цену до минимума", – сказал он.
Перевозчикам в таких условиях приходится перегружать машины, чтобы заработать, но перегрузка в перспективе оборачивается дополнительными амортизационными издержками. Коррупционная составляющая в таких сделках также присутствует – чтобы доехать до пункта выгрузки, приходится платить на дороге, отметил перевозчик.
Недобросовестные предприниматели, которые перегружают машины, нарушают баланс на рынке перевозок зерна, но если уравнять шансы перевозчиков путем запрета перегрузок, зерна хватит, чтобы обеспечить всех водителей зерновозов работой на целый год, считает Илья Белов.
"Я вожу 25 тонн. Чтобы заработать нужную для моего предприятия сумму, машина должна сделать 15-20 рейсов в месяц. Другой перевозчик, который не придерживается этих правил, перегружает машину – и тот объем, который я могу сделать тремя рейсами, он делает одним рейсом, забрав объем, который могли бы забрать три машины. Отсюда идут разногласия уже между перевозчиками, и на сегодняшний день все разделились на два лагеря", – объяснил предприниматель.
Борьба с перегрузками автомобилей на дороге не дает никакого результата, хотя на оборудование постов весового контроля и привлечение дополнительных контролеров направляются значительные бюджетные средства, отметил он. "Я много езжу по дорогам и еще ни разу не видел, чтобы возле какой-то рамки стоял сотрудник и патрульная машина и останавливала большегрузы. Я не вижу смысла тратить большие средства на эти все новшества, на рамки весового контроля: достаточно тем же 5-10 сотрудникам выйти на те же самые интернет-платформы, к которым есть свободный доступ, где черным по белому написано, что ИП такой-то предлагает грузить с перегрузом", – сказал Белов.
По словам Белова, водители размещают своим объявления на нескольких сайтах, созданных посредниками для поиска перевозчиков, и в каждом объявлении видно, готов ли перевозчик к перегрузу своей машины. Кроме того, в Новороссийске появился еще один игрок на рынке перевозки зерна, который предоставляет услуги зерноперевалки – перед пунктом весового контроля на въезде в порт стоят автомобили, оборудованные установкой для перевалки зерна, чтобы перегруженный автомобиль мог "сбросить" им часть зерна, пройти весовой контроль и снова загрузить излишки.
"А как он доехал до порта с перегрузом? Как проезжали, так и проезжают. Да, не пускают днем, пускают ночью. Не пускают через пост, пускают в объезд, там, где грузовым машинам вообще нельзя ездить. В итоге цена не возрастает, а люди продолжают идти на нарушения", – рассказал мужчина.
Перевозчик зерна за двое суток, с учетом дороги туда и обратно, может заработать только четыре тысячи рублей
Для добросовестных перевозчиков, соблюдающих все нормы, работа в таких условиях становится убыточной. "Вот я могу прочитать, какие сегодня заявки висят на сайте. Например, 339 километров расстояние, цена – 900 рублей тонна. 25 тонн в автомобиль входит, если умножить, получается 22500 рублей. На 339 километров [нужно] 264 литра солярки, даже если брать по минимуму по 44 рубля, то уже 11600 рублей – то есть 50% тратится только на ГСМ. А еще "Платон" – две тысячи рублей, зарплата водителя, суточные, 1,5 тысячи рублей за терминал в порту, и в итоге остается восемь тысяч рублей", – сообщил Белов.
Амортизация машины при этом составит четыре тысячи рублей, и в итоге перевозчик зерна за двое суток, с учетом дороги туда и обратно, может заработать только четыре тысячи рублей. По мнению предпринимателя, необходим жесткий государственный контроль за деятельностью экспортеров и фермеров, чтобы перегрузки зерновозов не допускались и экспортеры не могли диктовать перевозчикам свои правила, занижая цену труда добросовестных предпринимателей.
"Нет четкой политики ценообразования в перевозках, нет формул, которых бы придерживались те же экспортеры. У них ответ один: "Это рынок, как нам условия рынка диктуют, такую цену мы и даем. В том, что ваш труд понижается в цене, мы не виноваты, но переплачивать вам мы не хотим", – заключил Белов.
Перевозчики юга России объединятся в профсоюз
Чтобы навести порядок в перевозках зерна, кубанские предприниматели приняли решение объединится и организовать Союз перевозчиков Кубани. Начинается объединение с районов края, сообщил директор ставропольской региональной общественной организации "Народный профсоюз" Давуд Адахов.
"От каждого района будет выбран старший, который сможет напрямую с экспортерами заключать договора. Сейчас эту работу проведем на Кубани, потом объединимся на юге России", – сообщил Адахов корреспонденту "Кавказского узла".
По словам активиста, сейчас решается вопрос об организации съезда, на котором планируется собрать перевозчиков зерна, дальнобойщиков и фермеров, в том числе участников "тракторного марша" на юге России. "Нам необходим свой профсоюз, мы отказались вступать в разные московские профсоюзы. Нужны лидеры хорошие, которым люди будут доверять. В уставе прописать, что председателя менять при любом нарушении", – сказал Адахов.
На перевозчиков ложатся транспортный налог, топливные акцизы и сборы системы "Платон", и вместе с тем за их же счет зарабатывают посредники между дальнобойщиками и сельхозпроизводителями и коррумпированные представители власти, которым выгодны перегрузы машин, указал он.
О всероссийской акции протеста дальнобойщиков против системы "Платон" в 2018 году и о том, как власти пытались достичь компромисса с недовольными, говорится в справке "Дальнобойщики против "Платона": сдулся ли протест?", опубликованной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
Перевозчик из Тбилисского района Игорь Мамедов поддержал забастовку. По словам мужчины, существующие условия работы сделали его труд убыточным. "Мы только платим всем, а сами сидим без денег. Сейчас много мелких перевозчиков развелось, которые готовы за 5 тысяч рублей лишних на перегруз, вот они не поддерживают протест. У них машины кредитные, нужно отдавать во что бы то ни стало. Коррупция в зерноперевозках жуткая и дальше ее терпеть просто невозможно", – заявил Мамедов корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Мамедова, мелкие перевозчики не платят налогов, тогда как их перегруженные автомобили разбивают дороги. "Посмотрите на дороги к Новороссийскому и Темрюкскому порту, они убитые просто. Вот как раз такие перевозчики их разбивают", – сообщил предприниматель.
Перевозчики из Дагестана не поддержали протест и возят зерно
Экспортерам не выгодно работать с мелкими перевозчиками, поскольку это очень затратно, им проще действовать через перекупщиков, сообщил представитель экспортной компании на условиях анонимности корреспонденту "Кавказского узла".
"Если мы с каждым перевозчиком будем заключать договоры, бухгалтерия просто закопается в них. У нас несколько компаний-перекупщиков, в принципе нас все устраивает, сотрудничаем по давно отработанной схеме. Нам все равно, как это зерно попадает к ним, с перегрузом его доставляют к нам или нет. Это условия рынка – мы не можем пожалеть перевозчиков и начать жить их проблемами", – сообщил представитель фирмы-экспортера.
Экспортеры испытывают определенные трудности с поставками зерна из-за протестов, но ситуацию для них спасают перевозчики из Дагестана, которые не поддерживают протест и продолжают работать, отметил он.
Забастовка перевозчиков ударила по кубанским фермерам
Из-за протеста перевозчиков страдают фермеры, поскольку зерно сейчас нужно увозить на элеваторы в порт Новороссийска, сообщил лидер движения "Вежливые фермеры" Алексей Волченко корреспонденту "Кавказского узла".
"Если нет своих автомобилей, то фермер остался без заработка: многие хранили зерно до февраля, поскольку к концу зимы на него самая высокая цена. Скоро начало посевной, нужно закупать удобрения, ГСМ. Мы, конечно, понимаем перевозчиков, но [вопрос], как быть фермерам", – сказал Волченко.
По словам активиста, для многих фермеров сейчас продажа зерна составляет их единственный доход. "Рынок зерна встал, а перекупщикам все равно – пусть хоть все зерно у фермера сгниет, чем цена меньше, тем им выгоднее", – отметил он.