ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В список политических заключенных в Азербайджане, представленный правозащитниками к Международному дню прав человека, вошли 150 человек.
Список политических заключенных представил союз "За свободу политзаключенных Азербайджана" (ССПЗА) к Международному дню прав человека, отмечаемому 10 декабря. Эту организацию учредили 2 ноября правозащитники, главред газеты "Толыши садо" и руководитель "Союза интеллигенции Азербайджана".
"Месяц назад мы объявили о создании нашего союза. Мы решили объединить усилия правозащитников и творческой интеллигенции для защиты прав политзаключенных", - сказал соучредитель ССПЗА, глава Союза интеллигенции Азербайджана Эльданиз Гулиев 6 декабря на пресс-конференции в офисе организации. Мероприятие было посвящено предстоящему Международному дню прав человека.
По его словам, к знаменательной дате - 10 декабря - ССПЗА представил список из 150 человек. "Более 70% политзаключенных – это верующие, и большинство из них осуждены по нардаранским событиям 2015 года. B общей сложности, арестованные по этим событиям получили 500 лет лишения свободы", - сказал Гулиев.
Материал о поселке Нардаран и конфликтах его жителей с властями размещен в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
"Мы продолжили работу, которую вели в Центре защиты политзаключенных, - сказал координатор ССПЗА, глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов. - Но в центре у нас возникли расхождения с коллегами во взглядах. Некоторые активисты считали, что мы должны также заниматься вопросами азербайджанских политэмигрантов в Европе, готовить досье об их преследованиях в Азербайджане. Мы считали, что проверять заявления всех, кто эмигрировал и заявлял, что их преследовали по политическим мотивам, практически невозможно. Поэтому мы решили создать новый союз и сосредоточиться только на защите политзаключенных. В августе, в последний раз, когда Центр защиты политзаключенных объявлял список политзаключенных, в нем был 151 человек".
По словам Гасанова, с тех пор были освобождены четверо человек, в том числе лидер партии "Республиканская альтернатива" Ильгар Мамедов, но "в то же время, появились трое новых политзаключенных".
Среди новых лиц Гасанов назвал активиста партии "Мусават" Азада Гасанова, который несколько лет назад получил политическое убежище в Литве. "Он вернулся, чтобы навестить отца, но был арестован буквально на следующий день по надуманному обвинению в незаконном обороте наркотиков", - заявил Гасанов.
Политзаключенным, по словам правозащитника, признан и глава молодежной организации партии "Мусават" Абульфаз Садыгбейли. "Молодого человека обвинили в мошенничестве и фальсификации документа о погашении банковского кредита. Однако банк к нему не имел никаких претензий. Несмотря на подтверждение экспертизой подлинности печати и подписи банковского документа, полиция предъявила активисту обвинения и арестовала его. По такого рода делам обычно следствие ведется без досудебного ареста, поэтому спешный арест активиста без достоверных доказательств подтверждает политические мотивы", - сказал Гасанов.
Кроме того, в список политзаключенных включен главный редактор сайта realliq.info Икрам Рагимов. "Его арест последовал за жесткой критикой им высокопоставленных чиновников администрации президента. До этого был заблокирован возглавляемый им сайт", - отметил глава Центра мониторинга политзаключенных.
Более половины списка политзаключенных составили верующие
В 75-страничном отчете, который имеется в распоряжении "Кавказского узла", политзаключенные классифицированы по 11 группам. В группе "писатели и поэты" - один человек, "журналисты и блогеры" - 10 человек, "члены оппозиционных партий и движений" - 14 человек, "правозащитники" - один человек, "молодежные активисты" - четыре, "жертвы преступлений в МНБ" - 10, "верующие" – 78. По три человека в группах "заложники" и "бывшие государственные служащие", "жертв социальных протестов" - 12 человек, "пожизненно осужденных" - 14. По каждому политзеку предоставляется досье с фотографией.
В группе "журналисты и блогеры", в частности, указаны имена главного редактора сайта Azadxeber.org Ниджата Алиева, главного редактора религиозного сайта xeber44.com Араза Гулиева, блогера Рашада Рамазанова, журналиста "Азадлыг" Сеймура Хази, главного редактора сайта jam.az Фикрета Фарамазоглу, главного редактора kent.info Эльчина Исмаиллы, блогера, главы Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Мехмана Гусейнова, журналиста-расследователя, бывшего сотрудника Бакинского офиса радио "Свобода" Афгана Мухтарлы, журналиста оппозиционной газеты "Азадлыг" Зия Асадли, главного редактора Realliq.info Икрама Рагимова.
В списке также поэт-сатирик Тофиг Гасанов и правозащитник Алиаббас Рустамов, активисты движения Nida – Илькин Рустамзаде, Байрам Мамедов, Гияс Ибрагимов и Эльгиз Гахраманов. Числятся также имена 14 оппозиционеров – это активисты партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Асиф Юсифли, Фуад Гахраманлы, Фуад Ахмедли, Мамед Ибрагим, Гезяль Байрамлы, Орхан Бахышлы, Бабек Гасанов, Агиль Магеррамов, Руслан Насирли, члены партии "Мусават" Аликрам Хуршудов, Азад Гасанов, Абульфаз Садыгбейли, бывший глава Гедабекского района Салех Рустамов и его племянник Видади Рустамли.
В список "жертв преступлений МНБ" (бывшее министерство национальной безопасности) включены 10 верующих "группы Саида Дадашбейли", которые в 2007 году были осуждены по обвинению в сотрудничестве со спецслужбами Ирана и намерении свергнуть конституционный строй.
Самую большую группу из 78 человек составили верующие. В их числе шесть членов Исламской партии, включая ее лидера Мовсума Самедова, 62 арестованных по "Нардаранскому делу", в том числе лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде, а также верующие, осужденные по другим делам.
В группе "заложники" - три человека. Они осуждены в связи с политической деятельностью своих родственников. Это шурин лидера ПНФА Али Керимли – Эльнур Сеидов, брат журналиста и активиста ПНФА Натига Адилова – Мурад Адилов и брат жены политэмигранта Тюркеля Азертюрка Эмин Шагиев. В группе "бывшие госслужащие" - экс-министр здравоохранения Али Инсанов, бывший следователь прокуратуры Руфат Сафаров и чиновник из Исмаиллинского района Васиф Ибрагимов. Еще 12 человек были осуждены за участие в социальных протестах беженцев в Биласуварском районе и городе Сиязани.
В группе "пожизненное заключенные" - 14 человек. Это шесть бывших офицеров отряда полиции особого назначения (ОПОН), осужденных в связи с мятежом 1995 года, трое бывших членов воевавшего в 1992-1993 годах в Нагорном Карабахе отряда "Гарангуш" и пять осужденных по делу бывшего премьер-министра Сурета Гусейнова.
"На момент их осуждения в Азербайджане не было наказания в виде пожизненного заключения. После отмены смертной казни им заменили это наказание автоматически на пожизненное заключение. Однако на момент их осуждения такого наказания не было и, согласно требованиям Европейской конвенции, им должны были назначить альтернативное смертной казни наказание, то есть 15 лет лишения свободы", – пояснил соавтор списка политзаключенных Эльшан Гасанов.
Гасанов отметил, что список составлен на основе критериев ПАСЕ для определения политзаключенных.
Пять критериев понятия "политзаключенный", согласно принятой 3 октября 2012 года ПАСЕ резолюции: a) если задержание было осуществлено напрямую в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской конвенции по правам человека и протоколов к ней; b) если решение о содержании под стражей было вынесено по чисто политическим причинам без связи с любым уголовным преступлением; c) если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению; d) если по политическим мотивам человек задержан на дискриминационной основе по сравнению с другими лицами; e) если задержание является результатом разбирательств, которые были явно несправедливыми, и это, как представляется, связано с политическими мотивами властей.
Редактор газеты "Толыши садо" ("Голос талыша") и соучредитель ССПЗА Гилал Мамедов считает, что 10 декабря в Азербайджане отмечается как "черный праздник". Он также сфокусировал внимание на осужденных по нардаранским событиям. "Эти люди, несмотря на длительные сроки лишения свободы, продолжают подвергаться давлению и в тюрьмах, где их пытают, заключают в карцер, периодически лишают встреч и телефонных разговоров", - заявил Мамедов.
Обратившаяся к участникам мероприятия из-за рубежа посредством видеосвязи еще один соучредитель ССПЗА, директор Института мира и демократии Лейла Юнус подробно рассказала о том, что обновленный список политзаключенных уже переведен на иностранные языки и представлен в международные организации, в том числе ПАСЕ и Комиссию по правам человека Евросоюза.
"Проблема политзаключенных в Азербайджане существует уже 25 лет. Режим проводит репрессии для устрашения и превратил вопрос политзаключенных в предмет торга с западными политиками. Периодически отпускают одних, а спустя некоторое время набирают других", - заявила Юнус.
Власти Азербайджана отрицают наличие в стране политзаключенных.
Случаи преследования активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа публикуются "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказский узел" подготовил справку "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".