ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Обстоятельства, при которых был убит бывший сотрудник МВД Исмаил Барханоев, не соответствуют обычаю убийства кровных врагов, убежден глава администрации села Яндаре Исмаил Падиев. Исмаил Барханоев ранее был сам осужден за убийство своего сослуживца, а среди сотрудников МВД обычай объявлять кровную месть не имеет распространения, считает председатель независимого профсоюза сотрудников МВД и прокуратуры Дагестана Магомед Шамилов. Кровная месть влечет за собой целую цепочку смертей, и в настоящее время нет никаких оправданий для такого обычая, отметил политолог Явус Ахмадов.
"Кавказский узел" сообщал, что вечером 25 ноября в Яндаре был убит бывший сотрудник полиции. Убийцы бывшего сотрудника МВД Исмаила Барханоева постучались в его дом и стреляли в него через дверь, когда мужчина подошел на стук. У Барханоева остались вдова и маленькая дочь, рассказали жители села. Ранее Барханоев был осужден на семь лет лишения свободы за убийство своего сослуживца и в 2015 году вышел на свободу. Источник в силовых структурах рассказал, что следствие рассматривает кровную месть в качестве мотива преступления.
Традиция кровной мести, которая сложилась при родовом строе для защиты чести и имущества рода, на Северном Кавказе и в наше время действует как актуальный социальный механизм. Согласно этому обычаю, родственники убитого должны отомстить убийце или его родным, отмечается в справке "Кровная месть - как теперь убивают на Кавказе", опубликованной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
Следователи рассматривали возможность допросить с применением полиграфа родственников человека, которого убил Исмаил Барханоев, однако отказались от этих планов, рассказал 3 декабря корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник следственного управления СК РФ по Ингушетии.
Следственная группа не исключает убийства на почве кровной мести, однако продолжает прорабатывать все версии, добавил он.
Родные человека, ранее убитого Барханоевым, до сегодняшнего дня продолжают настаивать, что к этому преступлению не имеют никакого отношения. Об этом "Кавказскому узлу" сообщил глава администрации села Яндаре Исмаил Падиев.
Он обратил внимание, что обстоятельства, при которых был убит полицейский, не вполне соответствуют обычаям кровной мести. "По нашему обычаю, прежде чем убивать кровника, его семью должны были оповестить, что им объявляется кровная месть. И кровника убивают не из-за закрытой двери, а глядя ему в лицо", - сказал Падиев.
В рядах силовиков в республиках Кавказа обычай объявлять кровную месть не имеет распространения, считает председатель независимого профсоюза сотрудников МВД и прокуратуры Дагестана Магомед Шамилов.
По его словам, он не припомнит случаев, чтобы кровную месть объявляли друг другу сотрудники силовых структур. "О случаях кровной мести среди силовиков не слышал ни разу. Убийства случаются, то по неосторожности, то на охоте – разное бывает. Но обычно родственники с той и с другой стороны договариваются между собой", - сказал "Кавказскому узлу" Магомед Шамилов.
Хотя обычай кровной мести существовал и в советские годы, подтвердил "Кавказскому узлу" полковник МВД в отставке Хамзат Исраилов. "Кровная месть излучает поле страха – и тем укрепляет горскую нацию", - процитировал Солженицына Исраилов.
Однако, отметил он, среди сотрудников милиции он не был распространен. По его словам, в годы его службы в Чечено-Ингушетии не было такого, чтобы кровную месть объявляли друг другу сотрудники милиции.
При этом довольно часто было, что совершив убийство, преступник приходил в органы сдаваться. "Это был единственный для него шанс остаться в живых. Потерпевшая сторона и родные преступника договаривались между собой, чтобы родные убийцы не вмешивались в ход расследования, не давили на дознавателя. В противном случае за потерпевшей стороной оставалось право на кровную месть. Такое же право оставалось за родными жертвы, если такой договорённости между сторонами не было. То, что человек отсидел в тюрьме за убийство, это еще не значит, что он не кровник", - говорит Исраилов.
Альтернатива кровной мести только маслаат - прощение, примирение
"Обряд "кровничества" - процедура серьезная, и решение объявлять кровную месть или нет принимает не только семья пострадавшего. К этой процедуре подключаются старейшины тейпа, к которому относится семья жертвы", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" доктор исторических наук, завотделом этнологии Академии наук Чеченской Республики Лечи Гарсаев.
"Они проводят тщательное разбирательство, при этом учитывается все: была ли ссора или драка, кто спровоцировал конфликт, были ли свидетели. Учитывая все аспекты, старейшины выносят решение: виновен человек в убийстве или нет. Бывает, что такие вот разбирательства не проходят ни за день, и ни за два. И только когда старейшины принимают окончательное решение о том, что подозреваемый виновен в убийстве, только тогда к его родным отправляется посланник, который говорит, что семья убитого объявляет им кровную месть. С этого момента закон чIир - "кровь за кровь" - вступает в силу", - сказал Лечи Гарсаев.
"Альтернатива кровной мести только маслаат - прощение, примирение. Поэтому в интересах старших в роду решить все вопросы, связанные с местью, как можно скорее, чтобы не рисковать потомками", - свидетельствует ученый.
В то же время он считает, что примирить годами враждующие семьи (возмездие может настигнуть потомков убийцы и через 100 лет, даже когда виновный и его близкие родственники умерли), можно, но не менее важно сделать так, чтобы члены этих семей перестали ненавидеть своих бывших кровников.
"В вайнахском обществе есть определенные нормы поведения для прощенных, которые, как правило, выполняются. Кроме этого, чтобы снизить градус ненависти, старейшины стараются делать так, чтобы в каких-то общих мероприятиях эти семьи принимали обоюдное участие. Особенно когда жители какого-то села сообща строят дом сначала одному сельчанину, потом другому. Этот обычай называется белхи (помощь)", - рассказал он.
Кровная месть влечет за собой целую цепочку смертей
Кровная месть влечет за собой целую цепочку смертей, и в настоящее время нет никаких оправданий для такого обычая, отметил политолог Явус Ахмадов.
"Видимо, со стороны тех же европейцев некоторые обычаи кавказских народов кажутся экзотичными, и они пытаются найти этому объяснение и даже оправдать, как и Александр Солженицын. Возможно, в условиях родо-племенных отношений на Кавказе это была мера, которая каким-то образом поддерживала социальное равновесие, была сдерживающим фактором для особо вспыльчивых, готовых при любом конфликте пускать в ход оружие", - говорит Явус Ахмадов.
По его словам, в годы советской власти в Чечено-Ингушетии убийств на почве кровной мести было мало. "Наша республика в те годы занимала одно из последних мест в СССР по количеству преступлений по ст. 105 УК: в среднем 30-35 убийств. Из них – 4-5 по мотивам кровной мести, остальные совершались на бытовой почве", - вспоминает Ахмадов.
Касаясь обряда примирения, прощения – маслаата – он сказал, что это очень долгий процесс, который порой затягивался на десятки лет. "Но иногда примирение происходило по незапланированному сценарию. Это случилось с моим близким родственником. Убили родного брата деда. Убийца сбежал, была объявлена кровная месть. Дед был характера крутого, дерзкий. Стал искать убийцу, терроризировал его родных. И тут вдруг его двоюродный брат, который рос с ним, они были как родные, убивает человека из семьи дедовского кровника. Так получилось. Эти семьи быстренько сговорились, и те простили двоюродного брата, а дед простил убийцу родного брата. Бывает и такое примирение", - рассказал Явус Ахмадов.
Однако, отметил Явус Ахмадов, примирение не означает, что эти семьи будут в дальнейшем жить в дружбе. "Кровника прощают, но он на протяжении всей жизни не должен попадаться на глаза родственникам убитого им человека - таковы законы кровной мести", - говорит Явус Ахмадов.
"Кавказский узел" рассказывал также о произошедшем в январе 2018 года убийстве жителя ингушского села Плиево. Силовики предположили, что мотивом убийства могла стать месть родственников полицейского, убитого в 2016 году в Магасе во время бытового конфликта - по некоторым данным, житель Плиево был участником этого инцидента.
"Кавказский узел" продолжает следить за ситуацией в Ингушетии и ведет хронику происходящих в республике спецопераций, взрывов, обстрелов и похищений людей.