ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
У властей нет четкой позиции относительно агрессии в дагестанском обществе, отметили участники заседания дискуссионно-аналитического центра "Альтернатива". По их мнению, агрессия среди жителей республики связана с социальным и религиозным расслоением в обществе.
Заседание дискуссионно-аналитического центра "Альтернатива" состоялось 27 ноября, передает корреспондент "Кавказского узла", участвовавший в мероприятии. Темой для обсуждения стала "Агрессия в дагестанском обществе".
"Альтернатива" является правопреемником клуба "Игры журналистов", где обсуждались злободневные темы, беспокоящие дагестанское общество. Первое заседание клуба "Игры журналистов" прошло в Махачкале 7 мая, участники обсуждали тему "Решение духовенства участвовать в политике".
Поводом для выбора темы стали события в клубе Best, где в перестрелке погиб сотрудник Росгвардии, было покушение на жизнь певицы Машидат Омарасхабовой и сорванный аниме-фестиваль, рассказал модератор мероприятия Тамерлан Магомедов.
Сотрудник Росгвардии был убит при перестрелке в Махачкале ночью 18 ноября после того, как вмешался в конфликт между посетителями кафе. В федеральный розыск объявлен житель села Балахани Унцукульского района Хаскил Якубов, подозреваемый в убийстве сотрудника Росгвардии.
В ночь на 25 ноября в Махачкале произошло покушение на заслуженную артистку Дагестана Машидат Омарасхабову, которая получила пулевое ранение у своего дома. Она была доставлена в больницу и прооперирована.
Аниме-фестиваль, который должен был состояться в Аварском театре в Махачкале 25 ноября, оказался сорван. Организатора мероприятия Саиду Тучалову держали в полиции более трех часов. По словам журналистки Светланы Анохиной, дирекцию театра и организаторов засыпали угрозами.
Главный редактор журнала "Литературный Дагестан" Мурад Ахмедов считает, что накал агрессии в дагестанском обществе всегда был достаточно высоким, а появление соцсетей перевело это напряжение в другую плоскость.
"Контролировать агрессию стало сложнее, а манипулировать сознанием - легче. Почему министерство культуры не выступило с разъяснениями? В дагестанском сегменте Интернета часты призывы не только к экстремизму, но и какой-то смуте. Власти должны на это реагировать", - сказал он.
Заместитель главного редактора журнала "Дагестан" Наида Хаспулатова задалась вопросом, почему в Дагестане многие богатые люди, силовики, чиновники считают, что могут позволять себе все, что угодно, и надеются избежать наказания за совершенные преступления?
"Не понимаю позицию государства, которое молчит, когда выступают люди, фактически призывающие к свержению конституционного строя. Или власти не замечают этой угрозы, или это используется, чтобы отвлечь общество от реальных проблем. В итоге всех нас вовлекают в какие-нибудь конфликты. Многие посты в структурах власти занимают непрофессионалы, и, возможно, они просто не способны анализировать ситуацию", - сказала она.
Агрессия в Дагестане связана с социальным расслоением, при котором значительная часть населения не уверена в завтрашнем дне, считает местный житель Тамерлан Гаджиев.
"Посмотрите по регионам России – где больше социальных проблем, там сильнее агрессия. Эта тенденция будет усиливаться. Это можно прекратить, но власть не будет этого делать, так как народ отвлекается от социальных вопросов", - считает Гаджиев.
В Дагестане назревает мировоззренческий протест, считает заместитель главного редактора газеты "Черновик" Магомед Магомедов.
"Сейчас Дагестан испытывает очередной скачок религиозных и псевдорелигиозных настроений. На этом фоне и ввиду отсутствия в обществе карьерных и социальных лифтов возникает конфликт светского и религиозного. В республике огромное количество спортсменов, у которых зашкаливает агрессия, которую некуда выплеснуть. В спортивной и религиозной среде существует большой охват аудитории лидерами общественного мнения, и таким обществом легко манипулировать. Если государство не вмешивается в этот вопрос, то только потому, что государству на данном этапе это выгодно. Виден какой-то политический интерес", - считает журналист.
В Дагестане законы светского государства действуют избирательно, и некоторым "хочется быть в той части, где они не действуют", считает руководитель регионального отделения партии "Яблоко", политолог Альберт Эседов.
"Другая причина – "недорелигиозность". Много людей заявляют о своей религиозности, но, если копнуть глубже – они там, где выгодно прикрываться религией. В итоге получаем общество, которое является ни светским, ни религиозным, что порождает хаос. Закон и наказание должны применяться ко всем одинаково", - отметил он.
В Дагестане начался процесс деградации общества, заявил политолог Шафи Акушали.
"Элиты ничего не предложили подрастающему поколению. Сейчас молодежь в республике занимает доминирующее положение, но нет в ее отношении грамотной государственной политики. Сложилась ситуация, когда родители детей уже школьного возраста думают, куда их вывезти за пределы республики, где можно получить достойное образование, и где более здоровая обстановка", - говорит эксперт.
Председатель Национально-культурной автономии дидойцев Магомед Магомедов высказал несогласие с тем, что в Дагестане существует агрессия в обществе, отметив, что подобные факты можно наблюдать во многих регионах страны.
"В республике есть мусульмане, которые говорят - у нас своя культура, согласно которой мы хотим жить. Ту культуру, которую пытаются навязать молодежи, они не принимают. Если власть четко не определит приоритеты для многонациональной республики, где будут гарантированы права и свободы как мусульман, так и светских людей, конфликты неизбежны", - считает Магомедов.