20 декабря в Бакинском пресс-клубе было отключено электричество, несмотря на то, что счета за потребленную энергию были оплачены. Заведение лишили света в тот момент, когда проходила пресс-конференция американской правозащитницы - Виктории Пупко, председателя Бостонского комитета против этнических чисток. Как рассказала журналистам В.Пупко, созданию организацию в 1995 году предшествовали события в Боснии. По ее мнению, понятие "этнические чистки" возникло в полном объеме именно в Боснии. До 1999 года комитет оказывал гуманитарную помощь боснийцам. В то время В.Пупко не интересовалась ситуацией в России, потому что, как объяснила правозащитница, эта страна помогала сербам уничтожать боснийцев.
В мае 1999 года В.Пупко на Конференции мира в Гааге познакомилась с правозащитником Виктором Попковым. Он-то и ввел ее в курс событий в Чечне. Лишь после этого она вплотную занялась проблемой чеченцев. Сначала помогала Попкову переводить документы на чеченскую тему для международных организаций. Затем сама втянулась и стала оказывать им гуманитарную помощь. "Но если я беспрепятственно могла провозить большие грузы в Боснию, то в Чечню я ничего не могу провозить. Приходится использовать окольные пути: через Азербайджан, Грузию, Турцию. Чечня и Ингушетия закрыты для иностранцев", - рассказывает В.Пупко. Это не первый визит американской правозащитницы в Азербайджан. В каждый свой приезд она доставляет помощь для беженцев в Чечне, Ингушетии и тех, что нашли пристанище в Азербайджане. Ранее это было оборудование для детской больницы в Баку, несколько сотен баночек с витаминами. На этот раз она привезла чеченцам в Азербайджане деньги - 10 тысяч долларов, которые сама же раздала. Ходила по квартирам чеченских беженцев и, учитывая общее материальное положение каждой семьи, выдавала деньги. На пресс-конференции В.Пупко продемонстрировала книгу, которую привезла с собой - "ФСБ взрывает Россию" Юрия Фельштинского, в которой, по словам американской правозащитницы, четко изложены все доказательства развязывания Москвой второй чеченской кампании, а также фильм, снятый по этой книге. В США, по словам самой В.Пупко, откликов на книгу и фильм было очень мало. "До американцев это не доходит, а русскоязычные американцы, особенно пожилые, как правило все пророссийски настроены. А в России эта книга запрещена для распространения, - отметила правозащитница. - Это потому, что в ней раскрывается тайна серии взрывов по всей России, вина за которые были свалены на чеченцев". Отвечая на вопрос журналистов об ее отношении к карабахскому конфликту, В.Пупков призналась, что мало знакома с ним. Но, по рассказам одного азербайджанца - Азера Бабаева, которого она возила в Германию лечить позвоночник, правозащитница знает, что азербайджанцы подвергались частым атакам со стороны армян. Он подарил В.Пупко книгу про геноцид азербайджанцев в Ходжалы. Рассказывая про реакцию международных организаций на карабахский конфликт, В.Пупко сказала, что за рубежом уверены, что геноцид армян в Сумгайыте имел место. "В США принимают карабахских армян с распростертыми объятиями", - сообщила В.Пупко. "Но я не исследовала этот вопрос так глубоко, как чеченский. Может быть, когда у меня будет время я прочту книгу, которую мне подарил Азер Бабаев". При этом В.Пупко сообщила, что в прошлом году была в лагере азербайджанских беженцев. "То, что я увидела, было ужасно. Причем там чувствуется такая безысходность. Ведь они живут там уже десять лет", - сказала В.Пупко.
Комментируя положение чеченских беженцев в Азербайджане, В.Пупко сказала, что несмотря на их бедственное положение, они быть благодарны азербайджанскому правительству за приют и безопасность. "Здесь у чеченцев есть крыша, они имеют какой-то приют. А в бедственности я обвиняю не азербайджанское правительство, а Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцам", - заявила В.Пупко. Но и здесь не все так гладко, как хотелось бы, отметила В.Пупко. Год назад возглавляемый ею комитет послал в Азербайджан партию обуви: 300 пар детской и 500 пар мужской обуви, предназначенной для чеченских беженцев. "Так вот если детскую обувь таможня еще как-то пропустила, то 500 пар мужской обуви до сих пор гниют на таможне", - возмущается В.Пупко. Обвиняя в этом чиновников таможни, она не стала увязывать его с общим отношением правительства. "Я собираюсь обратиться к правительству с просьбой разобраться в этой ситуации. Причем я даже согласна, чтобы 250 пар передали азербайджанским беженцам. Я знаю, что их положение ничуть не лучше чеченских. А вторую часть партии отдать чеченцам". Любопытно, что американская правозащитница признала Азербайджан одной из надежных "крыш" для чеченских беженцев. "Хотя некоторые чеченцы с этим не согласны", - отметила она. Не согласился с этим, в частности, председатель Чеченского правозащитного центра Майрбек Тарамов, заявив о том, что "крыша-то протекает". "Я должен заявить, что чеченцы здесь не имеют никаких прав. Под давлением России проводится политика выдавливания их из Азербайджана. Я хотел бы, чтоб нас выдавили куда-нибудь в Тринидад, где мы могли бы пользоваться хотя бы примитивными правами. А здесь даже чеченских детей, родившихся на земле Азербайджана, официальные власти отказываются регистрировать". Тут же, обращаясь к В.Пупко, Тарамов попросил посодействовать отправке чеченских беженцев в США.
В.Пупко сказала, что уже занимается этим вопросом, но после событий 11 сентября 2001 года отношение в США к мусульманам "отвратительное". При этом она процитировала ответ помощника сенатора Кеннеди на все просьбы о помощи чеченским беженцам: "Мы боремся с терроризмом, и в этом деле нам нужна Россия, мы не занимаемся Чечней".
Опубликовано 21 декабря 2002 года