19:14 / 23.12.2002Экстрадиция Закаева: еще не вечер

"Мы рассчитываем на решение, которое будет приято в соответствии с нормами международного права", - сказал начальник международно-правового управления Генеральной прокуратуры России Роберт Адельханян в эксклюзивном интервью "Ставропольской правде".

Напомним, как развивалась ситуация с экстрадицией эмиссара Аслана Масхадова Ахмеда Закаева.

Как известно, он был арестован датскими властями по международному ордеру Интерпола, выданному по просьбе России. Однако датский суд счел неубедительными присланные Генеральной прокуратурой РФ доказательства причастности Закаева к террористической деятельности и отказал России в его экстрадиции. Решением копенгагенского суда он был освобожден из-под стражи. После этого Закаев перебрался в Лондон и попросил у британских властей предоставить ему политическое убежище. Прямо в лондонском аэропорту Хитроу Ахмед Закаев был арестован (ордер Интерпола обладает такой же юридической силой для Великобритании, что и для Дании) британской полицией и препровожден в ближайший полицейский участок, где был допрошен. В тот же день Закаев предстал перед Лондонским муниципальным судом (британский закон об экстрадиции предусматривает постановление суда о предварительном аресте кандидата на экстрадицию). Судья санкционировал его арест, но постановил, что представитель президента Ичкерии может быть временно отпущен под залог в 50 тысяч фунтов (около 80 тысяч долларов). Девятого декабря магистратский суд столицы Великобритании, заслушав самые общие вопросы, принял решение о том, что слушания будут продолжены девятого января будущего года.

Оставим за строкой этого материала вопросы о личности и мотивах актрисы Ванессы Редгрейв, внесшей залог, и обратимся только к правовым вопросам. На них отвечает начальник международно-правового управления Генеральной прокуратуры России Роберт Адельханян.

- Роберт Артурович, некоторые СМИ оценили отказ Дании в экстрадиции Закаева как его победу над Генеральной прокуратурой России. Имеет ли такая точка зрения основания?

- Ни в коем случае. На наш взгляд, так интерпретировать отказ Дании в экстрадиции нельзя. Потому что решение Дании было скорее политическим, чем юридическим, так как требования международного договора о выдаче Данией соблюдено не было. И судить о победе или поражении Генеральной прокуратуры, правосудия вообще, в этом вопросе, наверное, нельзя. Потому что еще, скажем так, не вечер. Генеральная прокуратура направила в Великобританию официальное ходатайство о выдаче Ахмеда Закаева.

- Некоторые издания, в частности, "Коммерсант", утверждают, что в Данию не было направлено прямых доказательств вины Закаева, а были только косвенные. В чем отличие документов, представленных Генеральной прокуратурой в Великобританию?

- И в Данию, и в Великобританию направлялся, в принципе, один пакет документов с прямыми доказательствами, которые в своей совокупности доказывали вину Закаева в инкриминируемых ему деяниях по всем статьям предъявленного обвинения. Напомню, что еще в октябре 2000 года Закаев был объявлен Россией в международный розыск. Ему заочно было предъявлено обвинение по трем статьям УК РФ: участие в вооруженном мятеже (статья 279 Уголовного кодекса), организация и участие в незаконных вооруженных формированиях (часть первая статьи 208) и посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов (статья 317). Обвинения касаются событий, начиная с 1996 года, когда Закаев командовал исламским батальоном, насчитывающем сто боевиков и входившим в структурные подразделения чеченского полевого командира Гелаева. Впоследствии круг обвинений расширился. Сегодня Закаев обвиняется по девяти статьям Уголовного кодекса, включающим такие тяжкие, как захват заложников, причастность к убийствам сотрудников правоохранительных органов и мирного населения.

- Этого оказалось мало для датского правосудия?

- Отмечу, что датчане изначально не вели разговор о том, что нами представлены косвенные доказательства. Если это прозвучало в СМИ, то это неверно. Был представлен убедительный и доказательный пакет документов, в которых: копии показаний допросов потерпевших и свидетелей, результаты экспертиз, свидетельствующих о зверствах, совершенных Закаевым. Нами также был направлен ряд документов, разъясняющих, что он привлекается к ответственности за совершение уголовных, а не политических преступлений. В любом другом случае выдача была бы произведена. Как это обычно и делается. О мотивах отказа, думаю, говорить не стоит - они на виду.

- Роберт Артурович, с Данией понятно. А каковы перспективы рассмотрения дела в Великобритании? Генеральный прокурор России Владимир Устинов говорил в телеинтервью о каких-то новых доказательствах.

- Естественно, следствие по делу Закаева продолжается. Дополнительно добытые доказательства мы уже представили в Соединенное королевство Великобритании и Ирландии. Их много. Естественно, что и все новые документы, которые еще появятся, мы будем направлять в министерство внутренних дел Великобритании и в суд.

- Какой суд рассматривает дело Закаева? Называют и военный и магистратский.

- Это магистратский суд на Боу-стрит. Это специальный суд, который рассматривает дела об экстрадиции.

- Четыре недели, которые запросила представитель обвинения Алисон Райли, - это обычная практика или по времени процесс затягивается?

- Это обычное время. Оно необходимо министерству внутренних дел и суду для изучения предоставленных доказательств. Для того, чтобы сверить их с международным договором о выдаче.

- И последний вопрос. Основанием для экстрадиции Закаева является Европейская конвенция о выдаче 1957 года. Но в соответствии с ней суд не должен устанавливать виновность того или иного лица. Чем же занимается суд?

- Суд обязан определить, выполнена ли процедура. То есть выяснить, предъявлено ли лицу обвинение, имеются ли подтверждающие его вину доказательства. Все эти данные мы предоставили. И рассчитываем на то, что правоохранительные органы и суд Великобритании, имея большой исторический опыт, вынесут то решение, которое отвечает требованиям международного права.

Опубликовано 15 декабря 2002 года

Автор:В. Лезвина