Общественное движение "Чеченский Комитет Национального Спасения", задействованное в проекте "Мониторинг положения детей в лагерях чеченских беженцев и работы гуманитарных и общественных организаций на территории Республики Ингушетия" (под эгидой "Кавказского Узла"), началo мониторинг, целью которого было получение ответов на следующие вопросы:
1.Название лагеря беженцев, и его местонахождение (адрес);
2.Количество детей в лагере;
3.Условия проживания;
4.Есть ли новорожденные, начиная с 1999 г., и их количество;
5.Информация о сиротах и полусиротах;
6.Есть ли калеки и инвалиды, пострадавшие в результате боевых действий;
7.Какая организация официально помогает беженцам (детям);
8.Какова ситуация с поставкой детского питания, и пр.;
9.Выплачиваются ли разовые или ежемесячные пособия;
10.Здравоохранение, образование и т.д.
На территории Республики Ингушетия имеется 193 пункта временного размещения (ПВР) вынужденных переселенцев из Чечни.
Около 40 пунктов находится в пределах Назрановского района Республики Ингушетия. Остальные пункты разбросаны по другим городам и сёлам Ингушетии.
Посетив некоторые Пункты Временного Размещения (ПВР), в процессе личного общения, наш корреспондент Мусаев Зелемхан обрисовал следующую картину:
1) г. Назрань, пункт временного размещения на территории ООО "УРС" (директор - Дзейтов И.Б.). В процессе осмотра ПВР и общения с беженцами и комендантом лагеря удалось выяснить буквально следующее:
Как правило, вынужденные переселенцы ютятся в самодельных картонных бараках или же в приспособленных под жилье крытых производственных помещениях, типа гаражей и цехов.
Несмотря на непростые условия быта, всё же есть вода, газ и электричество, а также ? баня и прачечная. При этом отсутствует канализационная система.
В общем, учитывая, что, в сравнении с другими аналогичными пунктами, данный лагерь считается относительно благополучным беженцы не особенно жалуются на санитарную обстановку и условия проживания. Они сетуют на отсутствие асфальта или гравийного покрытия, так как всякий раз после дождя во дворе появляется грязь, создающая массу неудобств и чреватой угрозой распространения заболеваний.
Здесь проживает 50 детей школьного возраста (до 4-го класса). 12 детей родилось в пункте временного размещения уже после начала войны в Чечне в 1999 году.
Полных сирот нет, но полусиротами (нет либо матери, либо отца) являются дети из четырех семей. Калек, пострадавших в результате боевых действий в Чечне и детей-инвалидов, к счастью, в лагере нет. Недавно на территории пункта размещена палатка, где будут проводиться уроки для детей школьного возраста.
Что же касается помощи, оказываемой детям, то единственной организацией, которая стабильно выделяет помощь (мука, сахар, масло и соль), является Датский Совет по Беженцам. Но помощь эта не имеет отношения к какой-либо специальной программе помощи детям.
Ситуация вокруг здравоохранения ограничивается посещениями работников медперсонала, представляющих Международный Медицинский Корпус, которые проверяют здоровье детей, и выделяют некоторые лекарства и витамины.
Ни детских пособий, ни какой-либо иной помощи больше беженцы не видели.
2) Пункт временного размещения расположен на территории ПСО "Акрамат" (так называемый лагерь "Танзила"). Пункт расположен в самом центре г. Назрань. В связи с отсутствием коменданта лагеря, уехавшего на похороны родственника, с журналистом ОД "ЧКНС" беседовал непосредственно директор ПСО "Акрамат" Мухарбек Ялхороев.
В качестве гуманитарных организаций, стабильно осуществляющих помощь чеченским беженцам, он назвал Миграционную службу, Датский Совет по Беженцам и Международный Красный Крест. М.Ялхороев, который сам является беженцем из Чечни и живет в данном лагере, также упомянул об австрийцах (название этой организации - HELSWERK), которые привозят детям горячее питание.
Другой помощи, включая денежные пособия, нет.
Обитатели ПВР "Танзила" жалуются на стесненные условия, хотя признают, что их лагерь считается одним из благополучных: есть свет, газ, вода, баня и прачечная. Территория асфальтирована. Усилиями самих беженцев построены картонные бараки. Есть школа. На территории ПВР проживает 200 семей, и насчитывается 250 детей. 21 относятся к категории сирот, из которых полными сиротами являются 8 детей. Калек и инвалидов нет, но семеро детей тяжело больны и нуждаются в серьезном лечении.
3) г. Назрань, ул. Интернациональная, 5. ПВР на территории ООО ?Ведиш?, возглавляемого П.Х. Ведзижевой. Беседу ведёт комендант, чьё имя ? Умар:
Условия проживания в лагере ? нормальные: есть газ, электричество, вода. Отсутствует система канализации. Люди живут преимущественно в самодельных бараках, сделанных из картона. Помимо Датского Совета по Беженцам, который выделяет из продовольственной помощи (преимущественно, муку), стабильно помогает организация "HELP" (Германия), осуществляющая программу "Человек в Беде", которая ежедневно привозит горячее питание для детей. Международный Медицинский Корпус каждую среду обслуживает лагерь: выдают витамины для детей, лекарства, измеряют давление.
Специальных программ помощи и питания для малолетних детей нет. Отсутствует также выплата денежных пособий. Правда, беженцы получают по месту прописки в Чечне государственные дотации в размере 70 рублей ежемесячно на одного ребенка (женщины периодически ездят, чтобы навестить оставшихся там своих близких). Но эта сумма даже не оправдывает расходы на дорогу в один край, и поэтому люди фактически не имеют возможности получать даже таких мизерных детских пособий.
В лагере проживает 170 детей, из которых 50% болеют из-за тяжелых условий проживания, но к категории тяжелых относится всего трое.
Девочка Мадина Вахабова до сих пор имеет в голове осколок, полученный в результате артобстрела в Чечне. Тринадцатилетний Ильяс Астамиров недавно перенес тяжелейшую дорогостоящую операцию на почки.
Причем, средства на неё были собраны с великим трудом, так как родители ребенка вошли в долги, чтобы не позволить своему сыну умереть. Кстати, ребенок заболел из-за тяжелых условий проживания в палаточном городке.С 1999 года в этом ларере родилось 8 детей, из которых 3 родились в этом году. Полусиротами являются 7 детей из трех семей.
Таким образом, мониторинг выявил одинаковые проблемы, связанные с отсутствием полноценной комплексной программы, специально предназначенной для детей.
Школы, о которых идет речь, это ? мало приспособленные для этого палатки, в которых холодно зимой и душно летом. Более того, нередки случаи, когда из-за недостаточных условий проживания заболевают дети.
Помощь врачей, как правило, ограничена выдачей одного флакона витамина ?Пиковит? на каждого ребенка. Однако, часты случаи, когда врачи, посещающие лагеря беженцев, не имеют при себе необходимых медицинских препаратов. Например, от внутричерепного давления.
После осуществления мониторинга лагерей компактного проживания чеченских беженцев, журналист ОД "ЧКНС" посетил сотрудников Датского Совета по Беженцам (Danish Refugee Council) на территории Республика Ингушетия, чтобы выяснить, какую помощь оказывает детям данная гуманитарная организация.
Детский вопрос в ДСБ курирует заместитель Координатора по Социально-Экономическому Развитию и Реабилитации Нелли Дробышева. Штаб ДСБ расположен в Назрани по адресу: г.Назрань, ул. им. Нурадилова, 14, а филиалы есть в станице Орджоникидзевская Слепцовская ? в лагере под названием "Алина", и в с. Берд-Юрт на границе с Чечней.
В ведение ДСБ входят преимущественно образовательные программы. Готовятся психологи, которые осуществляют психологический тренинг. С детьми проводятся уроки английского и арабского языков.
Детям периодически делаются подарки: тетради, ручки, шарики, игрушки и книжки. В лагерях также создаются кружки, танцевальные и музыкальные ансамбли и оркестры. Специально для этой цели усилиями сотрудников ДСБ недавно приобретены музыкальные инструменты.
Кроме образовательных, других программ, направленных на протезирование искалеченных войной, выделение денежной помощи или обеспечения специальным питанием для детей нет.
Опубликовано 24 ноября 2002 года