ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Акция противников строительства храма в парке "Ак-Гель" вызвала больше интереса у горожан и правоохранителей, чем митинг сторонников Навального, так как людям ближе проблемы города, а чиновники видят в их протестах угрозу имиджу властей, считают опрошенные "Кавказским узлом" журналисты и политолог.
Как писал "Кавказский узел", 5 мая в Махачкале, как и в ряде других городов России, прошел митинг "Он нам не царь" против инаугурации Владимира Путина, организованный сторонниками Навального. На него пришли около 30 человек. На следующий день в Махачкале около 200 человек пришли на акцию против строительства православного храма в парке "Ак-Гель". Силовики вынудили пришедших разойтись, шесть человек были задержаны. В отношении трех активистов общественного движения "Город наш" были составлены протоколы об административном правонарушении за организацию несанкционированного митинга.
Уразаев: махачкалинцев больше волнуют местные проблемы
Акция сторонников Навального прошла 5 мая без задержаний, правоохранители оградили место проведения митинга и не препятствовали его проведению. По мнению политолога Эдуарда Уразаева, власти Дагестана поняли, что в республике мало сторонников Навального, и поэтому решили не мешать их митингу.
"По сравнению с другими регионами страны, в Дагестане сторонники Навального особую опасность не представляют. Региональным властям [субъектов РФ] не было дано единых целевых установок по поводу предстоящих митингов, и поэтому каждый субъект принимал решение, исходя из обстоятельств и учетом ситуации на местах", - поделился с корреспондентом "Кавказского узла" своей версией Эдуард Уразаев.
О том, чем привлекательна для молодежи работа в штабах Навального на юге России, и почему они готовы выходить на акции протеста, можно прочитать в статье "Волонтеры Навального: проплаченный пиар или новая политическая сила?", размещенной на "Кавказском узле".
Ситуация же с активистами движения "Город наш" иная, и к ней у властей более настороженное отношение, предположил политолог.
"Верховный суд разрешил строительство храма в парке. И на это, скорее всего, была определенная политическая установка. В этом контексте акция вызывает [у властей] ощущения, связанные с тем, что здесь есть элементы или межнационального противостояния, или сепаратистские мотивы. К сожалению, они проскальзывают в соцсетях. Поэтому было более настороженное отношение властей к этому движению", - считает Уразаев.
Ленинский райсуд 29 декабря 2017 года полностью удовлетворил требования активистов, требовавших не строить храм в парке, но Верховный суд Дагестана 24 апреля удовлетворил апелляционную жалобу представителей администрации Махачкалы и Махачкалинской епархии РПЦ. Суд отменил решение суда первой инстанции, разрешив строительство храма.
К самому движению "Город наш" власти "относились лояльно", но у них могло возникнуть опасение, что конфликт вокруг строительства храма будет неоднозначно воспринят горожанами, предположил Уразаев. "И поэтому была продемонстрирована более жесткая реакция - сначала отказали в проведении митинга в парке "Ак-Гель", а потом и приняли силовые меры. Возможно, к этому подтолкнуло и то, что накануне в остальных субъектах страны были приняты жесткие меры в отношении сторонников Навального. Это могло быть импульсом к более жесткому действию в Дагестане. Слишком лояльное отношение к протестующим перед инаугурацией [президента] могло вызвать подозрения в слабости власти, по их мнению", - озвучил свою версию политолог.
По его мнению, митингующие также выбрали "не совсем правильный" акцент для проведения акции. "Если бы они протестовали против незаконных построек, которые широко распространены по всему городу, то, скорее всего, власти среагировали по-другому. И лозунги, возможно, должны были иметь более широкую подоплеку, а не концентрироваться именно против строительства храма. Можно было сформулировать лозунги "За улучшение экологии", "Против незаконного строительства", требованием привлечь к ответственности допустивших хаотичную застройку", - считает Эдуард Уразаев.
Существенную разницу в численности участников двух митингов политолог объяснил тем, что в республике люди остро реагируют на местные проблемы.
"Люди выходят на улицы, когда нет подолгу воды, света, по другим бытовым проблемам. В этой ситуации активность граждан резко увеличивается. А к политическим темам они относятся индифферентно, пассивно, либо осторожно", - добавил Эдуард Уразаев.
Магомедов: митинг против строительства храма нес больше угрозы имиджу властей
Митинг за перенос места строительства храма, в отличие от акции сторонников Навального, мог сказаться на имидже республиканских властей, объяснил реакцию власти на протесты политический обозреватель газеты "Черновик" Магомед Магомедов.
"Митинг сторонников Навального был немногочисленным, он не нес серьезной угрозы имиджу ни правоохранительных органов, ни власти республики. Сторонников оппозиционера не стали разгонять, так как властям не нужны были упоминания в новостных лентах о задержаниях молодых людей. На митинг за перенос места строительства храма пришло в разы больше [людей]. И разгон протестующих был связан с тем, что власти увидели, что этот вопрос приобретает неконтролируемую ими форму", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Интерес людей к митингу движения "Город наш" Магомед Магомедов объяснил тем, что люди "более заинтересованы в решении местных проблем".
Фатуллаев: властям Дагестана проще игнорировать акции оппозиции
Главный редактор ИА "Дербент" Милрад Фатуллаев также отметил разное отношение властей к двум митингам. По его мнению, Алексей Навальный в Дагестане не пользуется широкой поддержкой людей, и поэтому властям проще "не замечать" акции его сторонников.
"Антикоррупционное движение в Дагестане не широко распространено, и у Навального нет широкой поддержки. Но все же реакция на собрание сторонников Навального у власти была, но прохладная. Об этом свидетельствует то, что на месте предполагаемого митинга было поспешно решено провести чемпионат по настольному теннису", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Милрад Фатуллаев.
На площадке перед Аварским театром, где сторонники Навального планировали провести митинг, городские власти организовали чемпионат по настольному теннису. Большая часть площадки была занята, и поэтому митингующим пришлось собраться в стороне.
А вот движение за перенос места строительства храма имеет и перспективу, и поддержку населения, считает Фатуллаев. "Поэтому власть и среагировала соответствующим образом, не допустив проведения митинга", - пояснил он.
По его предположению, решение Верховного суда, который разрешил строительство храма в парке, могло быть продиктовано тем, что на окраине Махачкалы, вблизи предполагаемого места будущего храма, начинается строительство военно-морской базы. "И, соответственно, ожидается прибытие на службу несколько тысяч матросов, большая часть из которых христианского вероисповедания, и храм будет располагаться близко к местам их расквартирования", - сказал Фатуллаев.