Сегодня в Грозном состоится съезд народов Чечни, организованный администрацией республики. В повестке - весьма пространный вопрос о том, "как нам жить дальше". Однако очевидно, что съезд, проходящий под патронажем главы администрации Ахмата Кадырова, будет обсуждать недавние инициативы Москвы, в первую очередь - проект Конституции Чечни и подготовку к референдуму по ее принятию. Сам же Кадыров вчера заявил, что после принятия конституции и назначения даты выборов он "объявит о решении выдвинуть свою кандидатуру". Это заявление наблюдатели расценили как готовность главы администрации стать полноправным президентом Чечни.
В то же время власти Чечни подчеркивают, что на съезде не планируется выдвижения единого кандидата в президенты и будет лишь подтверждена необходимость проведения весной будущего года референдума по Конституции, а также последующих парламентских и президентских выборов. Но, как бы там ни было, раз уж вопрос о кандидате возник, значит, основания для этого имелись. И значит, не случайно будущие президентские выборы в Чечне уже сейчас начинают тревожить потенциальных кандидатов.
Если на референдуме в марте будущего года будет принята Конституция Чечни, то выборы президента республики состоятся в декабре, одновременно с выборами в Госдуму РФ. При этом среди множества активных чеченских политиков прямо о своих президентских амбициях заявляют немногие. Вот Ахмат Кадыров, надо думать, не откажется от участия в выборах. Среди его козырей - поддержка (пока) президента РФ Владимира Путина, два с половиной года работы в должности официального руководителя республики и отсутствие (опять же пока) явных (читай - значимых) конкурентов.
Правда, есть московский предприниматель Малик Сайдуллаев, неоднократно намекавший на то, что не прочь занять высший пост в Чечне. При этом надо иметь в виду, что оба - Кадыров и Сайдуллаев, - мягко говоря, недолюбливают друг друга. Но в любом случае Кремль сможет в равной степени успешно руководить как одним, так и другим. А поддержки Кремля будут добиваться любые претенденты.
Еще один амбициозный чеченский политик - Бислан Гантамиров уже фактически отказался от участия в президентских выборах, однако без тени сомнения заявил, что результаты предстоящих выборов президента Чечни будут зависеть от него: "Я буду именно той фигурой, которая определит их исход".
Что касается других влиятельных чеченских политиков, то депутат Госдумы Асламбек Аслаханов, безусловно, не останется в стороне от начинающихся процессов. Может быть, он даже и выдвинет свою кандидатуру, хотя вряд ли будет рассчитывать на успех. Впрочем, он не очень верил в то, что станет депутатом Госдумы. Член Совета Федерации от Чечни Ахмар Завгаев также останется активным политиком, но, видимо, будет выступать в поддержку какого-либо кандидата. Спецпредставитель президента РФ по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов всегда говорил об отсутствии у него намерений бороться за власть в Чечне. Руслан Хасбулатов по-прежнему стоит особняком в череде чеченских политиков, поскольку ему нужно либо все, либо ничего. Ни по какому другому плану, кроме "плана Хасбулатова", он действовать не намерен.
Наконец, в преддверии президентских выборов в Чечне, очевидно, выявятся фигуры, сейчас не очень заметные, но имеющие далеко идущие планы. В их числе, например, нынешний заместитель главы администрации Чечни Усман Масаев. Одновременно он возглавляет чеченское отделение Союза промышленников и предпринимателей РФ и был в этом качестве представлен несколько месяцев назад Аркадием Вольским. Усман Масаев курирует в администрации республики вопросы промышленности и экономики, то есть фактически представляет собой параллельную правительству Чечни структуру.
Что касается сторонников Аслана Масхадова, то их участие в предстоящих политических процессах, видимо, будет сведено к тому, что они назовут всех претендентов на президентский пост "марионетками" и напомнят, что у них есть "самый легитимный", уже фактически пожизненный президент Чечни.
Опубликовано 11 декабря 2002 года