13:59 / 09.12.2002Госплан для Чечни. Все решения приняты, осталось только прекратить войну

Наступившая неделя обещает быть насыщенной "чеченскими" событиями. В среду в Грозном откроется созванный администрацией республики съезд чеченского народа. Его подготовка шла одновременно с завершением работы над проектом Конституции Чечни, результатом которой стало обращение инициативной группы по проведению референдума в Центризбирком и к президенту России с просьбой назначить дату голосования. Председатель ЦИК РФ Александр Вешняков заявил, что избирком ЧР обратился к главе государства с просьбой об издании указа, регулирующего подготовку и проведение референдума. Логическим результатом этих событий должно стать подписание Владимиром Путиным соответствующего указа, причем это будет сделано, видимо, еще до съезда в Грозном.

Тогда делегаты съезда будут обсуждать проект Конституции и подготовку к референдуму. Однако какие-либо изменения в этот документ они уже вряд ли внесут. Проект Конституции согласован со всеми инстанциями и на самом верху. Референдум пройдет в марте будущего года, а выборы президента Чечни - в декабре, одновременно с выборами в Госдуму РФ. Конечно, если Конституция будет принята.

Таким образом, основные этапы чеченской политики Москвы уже расписаны как минимум на год вперед. С одной стороны, впервые за три года войны возникла ситуация, когда у федерального Центра появилась последовательная программа действий. Но, с другой стороны, трудно поверить, что референдум и последующие выборы президента в состоянии остановить вооруженное противостояние и стать тем самым урегулированием кризиса.

Конечно, сам по себе референдум не остановит кровопролития. Однако если условия для его проведения будут качественно выше, чем в 1997 году на "масхадовских" выборах, если его результаты, как и за шесть лет до этого, будут подтверждены международными наблюдателями, то с такой Конституцией, как и c избранными на ее основе властями, нельзя будет не считаться. Понятно, что речь идет не о лидерах сепаратистов, для которых все, кто не с ними, - "марионетки" и "национал-предатели". Но если в Чечне появится законное руководство, то его уже не смогут игнорировать военные, которые сейчас, с одной стороны, являются единственными носителями реальной власти, а с другой - не меньшим, чем боевики, препятствием установления мира.

Кстати, сам процесс создания условий для проведения референдума уже может стать немалым облегчением для жителей республики. По крайней мере российские власти обещают сократить количество блокпостов, прекратить зачистки - одним словом, унять силовиков и внять наконец просьбам местных властей. Если этого не произойдет, то о результатах голосования в блокированных для спецопераций селениях будет просто неприлично говорить.

В то же время одним из условий проведения референдума является участие в нем чеченских беженцев. А эта часть электората не рвется на родину. На минувшей неделе проблема чеченских беженцев стала свидетельством того, что в урегулировании кризиса далеко не все получается складно. Запад и российские демократы выразили тревогу по поводу сообщений о насильственном возвращении беженцев в Чечню, а правозащитники прямо обвинили в этом власти. Последние говорят, что ни и о каком переселении беженцев против их воли не может быть и речи. При этом складывается впечатление, что речь идет о каких-то виртуальных, а не конкретных людях. Ведь так и осталось до конца неясным, куда же подевались более тысячи обитателей ликвидированного лагеря "Иман" в ингушском селении Аки-Юрт.

Наконец, не скрасил общую картину скандал, разразившийся между организаторами двух чеченских съездов - Ахматом Кадыровым и Асламбеком Аслахановым. Депутат Госдумы от Чечни будет проводить свой съезд спустя пять дней после грозненского, и ясно, что к единству и без того разобщенных чеченцев эти два мероприятия не приведут. Освобождение же в Дании Ахмеда Закаева стало еще одним указанием Запада на то, что в чеченской политике Москвы не все безупречно, и весомым аргументом сторонников переговоров с Асланом Масхадовым.

Опубликовано 9 декабря 2002 года

Автор:Илья Максаков, корреспондент "Независимой газеты"