Чем ближе срок окончания строительства домов для пострадавших от наводнения, тем чаще по поводу строительства высказываются две почти равнозначимые стороны - начальство и пресса. Пресса, правда, обиднее.
Так после одной из передач НТВ из станицы Надзорной председатель краевой комиссии по ЧС министр ЖКХ Юрий Тыртышов вынужден был даже собрать журналистов на "круглый стол", в ходе которого опроверг ТВ-шную информацию Если кто забыл. напомню в коротком сюжете пострадавший от стихии гражданин Сивак заявил, что людям не выдается никакая материальная помощь. Теперь, похоже, и ему, и НТВ придется расплачиваться за вранье, так как речь идет о возбуждении дела по статье за клевету. Потому что по всем спискам выходит, что Сивак получил от государства 363 тысячи только деньгами на возведение дома и за утрату имущества, да еще и немереное количество стройматериалов в качестве гуманитарной помощи. Но обиды от прессы еще можно перенести хотя бы потому, что есть возможность стребовать сатисфакцию "Наезд" со стороны начальства обычно бывает гораздо серьезнее. Во всяком случае в Ставропольском крае твердо уверены оно, начальство, сделало все возможное, чтобы жители края зимой остались без крыши над головой. На том же "круглом столе" Юрий Тыртышов заявил "Главный фактор, сдерживающий окончание строительных работ - отсутствие внятных нормативных документов. По тем что изданы Госстроем, работать невозможно. Они содержат как минимум 14 позиций, абсолютно непонятных для исполнения". За каждой такой позицией - сроки и деньги.
Сроки, которые нарушаются, и деньги, которые при всей щедрости федерального центра так и не могут дойти до исполнителей - подрядных организаций. Уже несколько месяцев Госстрой не отвечает на многочисленные запросы. Не прибавилось внятности и после визита нового руководства Госстроя на Северный Кавказ Николай Кошман нагнал страху претензиями к качеству работ причем условия для снижения качества создало именно его ведомство. Местное руководство и строителей он, конечно шевелиться заставил. Хотя нам, журналистам, странно было смотреть на оскорбительное высокомерие заезжего начальника и раболепство практически всех, кому он устраивал разнос. Ведь именно правительственные структуры в Москве возложили на ставропольских руководителей все обязанности по обеспечению жильем пострадавших но не дали при этом никаких полномочий. В итоге до сих пор не решена судьба так называемых дополнительных списков - а это еще 1250 семей, чьи дома обрушились через пару месяцев после наводнения. До сих пор неясен вопрос с финансированием инфраструктуры новых поселков. Принцип по которому обещают одни (в частности, правительство и ГДРФ), а расплачиваются другие вроде бы законодательно отменен.
Однако в данном случае он опять взял свое. По словам руководителей восстановительных работ край никогда не принял бы на себя обязательства обеспечить пострадавших новым жильем так как средств на это у нас нет. Это решение было принято в Москве. Но теперь фактически платит за все именно краевое правительство. Платит нервами, огромным объемом работ и, увы, деньгами, которые снимаются практически со всех расходных статей краевого бюджета. За короткий срок долг Ставропольского края достиг более полутора миллиардов рублей - 15 процентов всех бюджетных расходов. При сложившемся под ходе к ликвидации последствий наводнения будет неудивительно, если этот долг так и останется "висеть" на нас тяжким грузом. Тем не менее окончание строительства уже близко. Из 3161 семьи лишившейся крова 77 процентов уже имеют новое жилье.
А с начала декабря пошла приемка почти 800 новых домов их сдают рабочим комиссиям. Возможно, в итоге все утрясется. Но эта чрезвычайная ситуация еще раз показала, насколько тяжел, неповоротлив и бездарен механизм, именуемый у нас государством. Оно по-прежнему создает нам всем непреодолимые трудности - и тем самым рождает героев, которые в итоге с ними справляются.
Опубликовано 4 декабря 2002 года.