Еще не пропели все песни про "улучшившееся взаимопонимание по чеченскому вопросу", достигнутое после "Норд-Оста" между Россией и США, как вновь повеяло старой политической грустью. Вашингтон прямо дал понять Москве, что ее поведение в наболевшем вопросе по-прежнему расходится с западными понятиями о правах человека.
Закрытие лагеря чеченских беженцев "Иман" близ селения Аки-Юрт в Ингушетии госдепартамент США квалифицировал как "преимущественно акт принуждения". Представитель госдепа Филипп Риккер выразил сомнение в том, что российские власти действительно предоставили - о чем заверяли ранее американскую сторону - альтернативное убежище тем беженцам, кто побоялся возвращаться в Чечню. Более того, поступающие из лагеря сообщения вызывают в Вашингтоне тревогу.
Между тем история с закрытием палаточных лагерей чеченских беженцев в Ингушетии - редкий случай, когда федеральные и ингушские власти исполняют данные ранее обещания.
Притом с поразительной настойчивостью: обещали до конца года закрыть и действительно закрывают. Беспрецедентная твердость Москвы и Магаса не осталась без внимания не только у администрации США. Представитель УВКБ ООН также заявил, что российские власти оказывают давление на чеченских переселенцев, принуждая их вернуться в Чечню. И США и ООН призывают российское руководство соблюдать принцип добровольного возвращения вынужденных переселенцев в Чечню из Ингушетии и создать им нормальные условия для проживания в связи с наступлением зимы.
В то же время, если в заявлении представителя Вашингтона содержится лишь выражение беспокойства, пока только граничащего с осуждением, то УВКБ ООН прямо обвиняет российские миграционные службы в том, что подготовка к зиме в новых местах временного проживания беженцев идет очень медленно, и многие из вынужденных переселенцев могут оказаться в еще худших условиях на фоне наступающих холодов.
Примечательно, что о судьбе более тысячи бывших обитателей лагеря "Иман" в течение двух дней после его закрытия не поступало никаких сообщений. Неизвестно, расселены ли они в специально отведенных для этого местах в Ингушетии или отправились в Чечню. На это и обратил внимание представитель госдепа США.
Авторы "тревожных сообщений" в лице российских правозащитников, на которых ориентируются структуры ООН, утверждают, что с 1 декабря, когда в Ингушетии установились сильные морозы, во всех крупных лагерях беженцев - "Алина", "Белла", "Сацита", "Спутник", "Барт", "Госхоз Яндаре" и др. - отключено газо- и электроснабжение. Люди страдают от переохлаждения, и в ближайшее время это может привести к смертельным исходам. Правозащитники не исключают, что доведенные до отчаяния беженцы "пойдут на массовые акции протеста, которые будут объявлены властями "происками сепаратистов" и потоплены в крови".
Таким образом, российским властям, стремление которых избавиться от "лица войны" - палаточных лагерей беженцев, - вполне понятно, придется дать убедительные ответы на поставленные Западом вопросы. К тому же соответствующие службы должны отдавать себе отчет в последствиях ликвидации лагерей даже в том случае, если все их обещания по обеспечению беженцам нормальных условий существования будут выполнены. Ведь обитатели палаток все последние три года оставались не только свидетельством критической гуманитарной ситуации, но и объектом пристального внимания как чеченских сепаратистов, так и правоохранительных органов и как следствие - поводом для постоянных политических конфликтов и идеологических акций.
Что касается главной проблемы возвращения беженцев в Чечню - отсутствия безопасности, то в эти дни ее актуальность была доказана более чем убедительно. В Курчалойском районе неизвестные преступники убили родственников Героя Советского Союза Турпала Алиева, погибшего во время пребывания советских войск в Афганистане. В собственном доме были расстреляны его отец Леча Алиев и брат Килай Алиев. В Грозном похитили заместителя председателя Госкомимущества ЧР Рамзана Гичикаева. По одной из версий, поводом для похищения могла послужить не профессиональная, а общественно-политическая деятельность Гичикаева, в частности участие в работе над проектом Конституции Чечни.
Так это или нет, но вчера глава администрации Чечни Ахмат Кадыров официально объявил о завершении работы над проектом Конституции, который полностью готов к вынесению на референдум. В ближайшее время инициативная группа по проведению референдума направит в избирком Чечни и президенту России обращение с просьбой назначить дату голосования. Референдум планируется на март будущего года, и к этому сроку, кстати, нужно создать условия для участия в голосовании беженцев, что делает их проблемы еще более политизированными.
Опубликовано 5 декабря 2002 года