16:48 / 04.12.2002Приходите в мой дом - мое сердце открыто!

Дубовский район Ростовской области - один из тех, где "национальный вопрос" мог стать одним из самых острых: на его территории, пограничной с Волгоградской областью, проживают люди 49 национальностей. Однако именно здесь на практике воплощается система сотрудничества властей с национальными диаспорами, которая позволяет сохранить стабильность и мир. В немалой степени помогли этому в регионе праздники национальных культур, которые впервые были проведены этой весной. А началось все с честования семей разных национальностей, которых выбрали сами диаспоры.

Писать вслед событию, да еще прошедшему полгода назад? - дело, конечно, неблагодарное. Но кто мешает побывать в тех семьях разных национальностей, которые проживают в самом селе. И вот вместе с Людмилой Васильевной Апрыщенко, директором районного Дворца культуры и инициатором праздников национальных культур, мы направляемся по тем адресам, где нас ждут.

Якуб - миротворец

Несмотря на то, что приехали в дом этого человека мы в то время, когда день клонился к вечеру, начать рассказ хочется именно с разговора с ним. Якуб, ингуш по национальности, лицо духовное, но разрешать свои споры спешат к нему и мусульмане, и православные, и представители других конфессий. Так зарекомендовал себя этот человек, который еще проживая в Чечено-Ингушетии, участвовал в разрешении конфликтов местного населения и властей. Не очень-то спокойной была эта горная республика и в советские времена.

Читать Коран научил его отец, и было это в Казахстане, куда вместе с родителями был сослан годовалый Якуб. Но далее интересоваться делами духовными стал он сам. Да еще и проявились у него способности дипломатические. "В своей жизни говорить приходилось много!" - смеется Якуб. Переехал он в село Дубовское в 1979 году. И здесь говорить пришлось много, так как роль третейского судьи ему определилась сразу.

Власти обратились к нему за помощью после конфликта в поселке Восточный. Почему в самом Дубовском тревожных ситуаций поменьше, чем на периферии района? Тут рядом и власти, и главы диаспор, и культура конфликтующих несколько повыше. Тут работает и национальный совет, и клуб "Дружба", где собираются старейшины и главы диаспор решать самые горячие вопросы. Да и молодежь знает - о каждом конфликте на той же дискотеке самое большее через 30 минут станет известно старейшинам, которые? так просто ничего не спустят.

А в Восточном пришлось Газдиеву говорить с представителями обеих сторон и убеждать в том, что одно зло непременно породит другое, и надо эту цепочку обязательно порвать. Конфликт в поселке Мирном стал известен всей области. И положение усугубилось тем, что родители стали прятать потенциального обвиняемого. А тут еще и понаехали казаки из соседних районов - на подмогу, стало быть. Но надо отдать должное дубовским казакам, которые преложили соседям ехать по домам: мол, сами разберемся. И разобрались. И Якубу пришлось поработать, и прокурору пообещать допустить на все допросы представителя старейшин. Конфликт был исчерпан.

Чистокровная татарка

Так говорит о себе Рамзия Максутовна Абубекерова, работающая библиотекарем в одной из местных школ. Приехала ее мать, астраханская татарка, на дубовскую землю в 50-м году теперь уже прошлого века. Сначала в гости к брату, а потом -? осталась навсегда. Брат-двойняшка Рамзии Максутовны, Камиль, и ныне проживает в том доме на улице Северной, где поселились родители. И хранится у нее доставшийся от матери Коран. Той же эта священная книга мусульман досталась от деда. Просили ее продать этот раритет, да как расстанешься с такой памятью о предках?! И есть мечта у женщины изучить арабский и читать Коран в подлиннике. Свой же родной язык Рамзия не забывает и обычаи своего народа помнит и чтит.

Татарская община - одна из самых крупных в Дубовском районе. На уже упомянутом празднике, что проходил весной, чествовали Ишбердеевых, татарскую семью, где все родственники - люди одаренные чрезвычайно. Татары издавна живут в этих краях. И одно из кладбищ Дубовского так и называлось - Татарским. Сейчас, правда, здесь хоронят всех мусульман. Порядок здесь поддерживался всегда, а нынешняя ограда - заслуга общины и депутатов местного законодательного собрания.

Нам просто отдали ключи

Алхазур Магомадов работал в Старых Атагах главным врачом местной больницы. Хороший врач, он держался на земле своих предков до последнего, но война выгнала его из родного гнезда вместе с большой семьей. Шестеро детей у Магомадова, и одна из дочерей проживала с мужем в Дубовской. Сюда и направился Алхазур Рашидович. Помогли с работой - хорошие врачи нужны везде. Дети сразу же пошли в школу.

То, что младшие в семье дочь Хава и сын Магомет не учились во время военных действий - боль Хадижат, жены Алхазура, учительницы с 28-летним стажем. Ведь способные же дети: когда в школу принимали, были у них проблемы с русским языком. Так и говорили учителя:"Если не справятся, придется переводить в более младший класс!" Но справились и теперь радуют не только родителей, но и учителей своими успехами. На работе отца им и путевки для летнего отдыха выделяли.

А с жильем вот как получилось. Ютились они - все 12 человек в небольшом домике. А тут семья одного из одноклассников Магомета засобиралась в Москву. Узнав о стесненных обстоятельствах Магомадовых, глава отъезжающей семьи, просто отдал им ключи от дома: живите, мол, сколько нужно.

После разговора(о чем только не переговорили - и об оставленном в Чечне вооружении, которым не преминули воспользоваться выпущенные из тюрем Дудаевым уголовники, основа спешно составленной "национальной гвардии", и о подземных коммуникациях, которых возле Ханкалы видимо-невидимо - вот откуда стреляют по нашим вертолетам "лесные братья", и о "цвете" чеченского искусства, который сейчас проживает в Москве) Хадижат пригласила к столу, и тут довелось попробовать хингалш, национальное блюдо вкуса необыкновенного. Представьте себе блинчатый пирог, в тесто которого вмешана растертая сваренная тыква, приправленная молотым чабрецом. И все это кулинарное великолепие окунается в масло и...! Ну, просто пальчики оближешь!!

Лучший исполнитель казачьих песен

Так назвали Дениса Эльдиева казачьи атаманы на своем сборе в Волгодонске - уж очень понравилось им пение Дениса, чеченца, проживающего в Дубовском районе уже много лет. Приехала семья Эльдиевых на Дон в 1969 году. Его отец, увезенный высланными в Казахстан родителями ребенком, выучился играть на народном инструменте, который называют "чашкой"(струнный инстурмент). И играл на нем в Грозненской филармонии, но ушел рабочим на нефтеперерабатывающий завод(на зарплату артиста семью не очень-то и прокормишь), хотя с инструментом не расстается до сих пор. А овец сподручнее считать ему на казахском, хоть и родной язык, и русский знает хорошо.

Сам Денис жалеет, что не перенял у отца умение петь народные песни - потянуло его в эстраду. С тем и закончил он Ростовское училище культуры. И скоро будет отмечать Денис Дандаевич юбилей - 15 лет работы в Дубовском отделе культуры. Сейчас он - методист отдела народного творчества и испытывает все прелести этой профессии - и малоденежье, и проживание на квартире, ибо обещанного, как известно, три года ждут. А переводя его на работу в районный ДК с должности директора Гуреевского Дома культуры, пообещали квартиру в Дубовском, но... Вот уже скоро три года тому обещанию, да и прибавление семейства Эльдиевых - не за горами. Словом, типичный культработник со всеми его проблемами.

Милиция в тот день отдыхала

Человеком культуры совершенно на законных основаниях можно назвать и Салаутдина Губашева, приехавшего к родителям в Дубовский район в 1993 году. Если уж называть вещи своими именами, то он, бывший директор грозненской школы N 29, член худсоветов и Грозненской филармонии, и республиканского театра, относится к той самой "совести нации", которой не пожелала внимать республика в начале 90-х, когда определенные силы привели к власти Дудаева. Это и есть причина исхода чеченской интеллигенции, которая, в основном, осела в Москве.

Салаутдин стал успешным предпринимателем - и не только. С его легкой руки была приглашена в Дубовское врач-логопед (племянник Губашева сильно заикался - детям Чечни еще долго будут аукаться обстрелы), которая потом поработала и в детском приюте.? Когда справляли свадьбу племянника, то сюда был приглашен из Москвы весь тот самый цвет чеченской культуры, что обосновался в столице. Не только повеселить родных хотел этим жестом Салаутдин, но и познакомить местных чеченцев с выдающимися соплеменниками. Поверим видеопленке - весь большой двор дома Губашевых был полон. Молодежь смотрела и слушала тех же Али Димаева, автора "Гимна мира",? и Сулеймана Токаева, как завороженная. Милиция удивлялась:"Три дня - и никаких правонарушений?!" А просто шла свадьба по национальным канонам, которая предполагает полный порядок среди гостей.

Переселенцы из страны солнечных грез

Семья Мумджян после землетрясения приехала на Дон из города Гюмри. В честь него и был назван магазин, который через некоторое время открыл глава семьи Аво. Разговаривать довелось с хозяйкой дома Азиев Назаровной, в свое время приехавшей на родину предков из Сирии. Красавицы-дочки семьи Мумджянов оказались нарасхват. Анаит проживает и сейчас в Дубовском(на внучку Анжелику смотреть без умиления невозможно!). Младшую, лишь исполнилось ей шестнадцать лет, засватали в Зимовниковский район. И довелось видеть на видеопленке, как в Зимовниковском Дворце культуры по русским обычаям величали молодую армянскую семью.

Тринадцатилетний сын Акоп оказался очень способным и в математике, и в ... боксе. В свои годы по-армянски он не читает, хотя когда приехали сюда, в детском саду воспитатели общались с ним жестами - мальчик не понимал русского языка. Но дети есть дети - и вот уже к школе проблемы этой не было. Когда из Армении гостили родственники, то спрашивали у него многие русские слова. В семье и газеты есть на армянском - Аво привозит их из Ростова, и книги, но вот учить некому. Это проблема представителей многих национальностей - нет учителей родного языка. А ведь хотелось бы сохранить культуру, носителем которой является прежде всего разговаривающий и знающий грамоту. Эта тема в ближайшее время будет обсуждаться на заседании клуба "Дружба"

Казачья семья - семья интернациональная

Основал само село сотник Дубовской, бивший челом в Старочеркасске, выпрашивая разрешение основать селение на реке Сал на землях, принадлежавших его родителю. А казачьему роду, как известно, нет переводу, потому не побывать в истинно казачьей семье было бы явно неправильным.

Так вот семья Федяевых - истинно казачья семья. А назовите ее по-другому, если, как в отчаянные ХYII-ХYIII века, украл Геннадий Прокофьевич свою суженую. Приехал отдохнуть в абхазский город Гудауту, посвиданничал с будущей женой(хотя по местным обычаям этого делать было и нельзя), договорились о будущей совместной жизни и после уехали на поезде на Дон. Невеста письмо родителям оставила: так, мол, и так, уехала с "горбатым-носатым", так Геннадия Прокофьевича прозвали в Гудауте. Брат кинулся вдогонку - да не поймал. Так и стали жить вместе уроженка Гудауты и казак Дубовского района.

А что он - казак, помнил Федяев всю жизнь. Дед его от расказачивания бежал аж за Москву, объявившись семье только в 40-е годы. Но разве казачий характер скроешь - бурной была жизнь у Геннадия Прокофьевича: поработал он и в рачном цехе - сальский рак, как известно, самый вкусный. За границу его отправляли. И диспетчером в местном аэропорту побывать пришлось. Это сейчас местная авиация "в загоне", а тогда до 14 рейсов в день приходилось принимать взлетной полосе. И дом он свой в Дубовское привез, почитай, со дна Цимлянского моря. И лошадь у казака имеется - ведь в дружине он по охране порядка. И вся грудь в орденах.

Хирург от Бога

Так называют в Дубовском завотделением местной больницы Абдулу Абдулаевича Магомедова. Окочнив мединститут в Махачкале, он, сын гор, получил распределение в Мордовию, где и встретил свою будущую жену, жительницу города Саранска. В Дубовское привез его нынешний министр здравоохранения области Милешкин, в те времена главный врач районной больницы. Так получила больница и хирурга, и терапевта, коим является Галина Васильевна, "вторая половина" Абдулы Абдулаевича. На вопрос, как уживаются на такой маленькой территории, как семья, представители двух таких, казалось бы, далеких друг от друга национальностей, смеются:"Да так и уживаемся!" Глава семьи, здесь, конечно, мужчина. Но - добрый мужчина!

Но о национальном поговорить с хирургом Магомадовым почти не удалось: все время разговор переходил на профессиональные темы. Очень заботит сейчас районного хирурга потеря того, что называется "сердобольностью". Может быть, ныне приходящие в больницы после вуза и более сведущи в медицине, как науке, но сострадания к больным у них очень мало. "Врач лечит словами!" - вот что теряется с каждым днем.

А день национальной культуры народов Дагестана в следующем году обязательно будет: его организуют аварцы, кумыки, даргинцы, лезгины - словом, представители тех народов Дагестана, что проживают в Дубовском районе.

?

Все семьи, в которых довелось побывать, отмечали доброе отношение к себе местной администрации, точнее, всех ее глав за последнее десятилетие. От себя добавим, что это хороший фундамент, заложенный в мир и благополучие района на долгие годы. Судя по всему, это и породило искренние строки, написанные Михаилом Ивановичем Исраиляном, прозвучавшие на заключительном празднике весной:

Сегодян все мы - дубовчане.

Здесь и чеченцы, и армяне,

И наши братья - казаки.

Живем у Сала, у реки,

Сажаем рядом огороды -

Судьба смешала все народы.

Но все ж горды мы, что - армяне,

Культура создана веками,

И наши деды, пращура

Несли ее через века

И нашим детям завещали,

Чтобы помнили всегда-всегда:

Россия - дружная семья

Для всех народов - навсегда!

Опубликовано 6 ноября 2002 года.

Автор:Вера Волошинова, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>