04:50 / 13.12.2017Свидетель по делу Алиевой и Шилихиной призналась в ложных показаниях

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

На проходящем в Ростове-на-Дону процессе по делу обвиняемых в финансировании боевиков Юлдуз Алиевой и Анастасии Шилихиной свидетель обвинения Алима Мурзагалиева заявила, что на нее оказывалось давление, и призналась, что давала ложные показания на стадии следствия.

"Кавказский узел" сообщал, что 24 октября окружной военный суд в Ростове-на-Дону приступил к рассмотрению дела в отношении жительницы Волгоградской области Анастасии Шилихиной и уроженки Дагестана Юлдуз Алиевой. Девушки обвинены в финансировании воюющих в Сирии боевиков (ч.1 ст.205.1 УК РФ). Подсудимые вину отрицают. 8 декабря свидетель обвинения Елена Аршаханова, которая сама ранее была осуждена за содействие террористам, заявила, что не давала следователю показаний, которые были включены в материалы дела. Кроме того, она заявила, что никого из подсудимых не знает.

По версии следствия, Юлдуз Алиева со своими знакомыми Анастасией Шилихиной и Мадиной Досумовой (уехавшей, по данным следствия, в Сирию), зарегистрировала в 2013 году закрытую группу в соцсети "ВКонтакте" "VLG-город, приютивший странников…". Целью данной группы, как считают следователи, был сбор денег в пользу боевиков в Сирии. В результате участники группы в соцсети на телефонный номер Досумовой перечислили 23 050 рублей, которые та отправила, согласно материалам дела, на поддержку террористической деятельности. Подсудимые утверждают, что группа "VLG-город, приютивший странников…" была создана для координации благотворительной деятельности. Жительница Волжского Мадина Досумова с 31 марта 2014 года находится в розыске.

12 декабря Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону продолжил рассмотрение дела в отношении жительницы Волгоградской области Анастасии Шилихиной и уроженки Дагестана Юлдуз Алиевой, обвиняемых в финансировании боевиков, передает корреспондент "Кавказского узла".

В начале заседания адвокат Юлдуз Алиевой Ольга Забелова задала подсудимым вопрос, знакомы ли они со свидетелем обвинения Еленой Аршахановой, допрошенной на предыдущем заседании. Как Алиева, так и Шилихина заявили, что Аршаханова им не знакома, и о ней они узнали из материалов дела.

Далее представление доказательств продолжил гособвинитель. В ноутбук, стоящий на столе рядом с коллегией судей, был вставлен компакт-диск с записью телефонных разговоров двух девушек, одна из которых, по версии следствия, является Мадиной Досумовой.

По версии обвинения, Досумова вступила в преступный сговор с Алиевой и Шилихиной. Защита считает, что Досумова действовала самостоятельно, и Алиева с Шилихиной отношения к этим сборам не имели.

Первый аудиофайл с записью разговора был коротким.

"Алло, Мадина, можешь мне отправить этот номер, на который собирают?" - спросила звонившая девушка.

"Да, сейчас тебе скину эсэмэской", - ответила вторая девушка.

Второй аудиофайл с записью более длинного разговора был плохого качества.

"Что там происходит, взрыв какой-то?" - интересуется звонящая девушка у собеседницы. О каком именно взрыве идет речь, не уточняется.

"Да, по НТВ показывали сейчас", - отвечает ей вторая.

"Завтра националисты собираются какую-то сходку делать", - сообщает одна из девушек.

Ещё примерно минуту одна девушка интересуется у другой, хочет ли она уехать, и говорит ей, что "есть желающие уехать". Из записи второго разговора было не ясно, кто из звонивших девушек была, по версии обвинения, Досумова.

Ольга Забелова заявила, что второй разговор между Мадиной Досумовой и неизвестной женщиной к её подзащитной отношения не имеет. 

Свидетель обвинения призналась, что ей стыдно за свои показания

Далее по видеосвязи с Палласовским районным судом Волгоградской области была допрошена местная жительница Алима Мурзагалиева.

Мурзагалиева рассказала, что знает Анастасию Шилихину, так как они учились в одной школе в разных классах, а потом возобновили общение после окончания Шилихиной вуза.

"У меня была страница в соцсети "Одноклассники", там я наткнулась на страницу Насти, где она была подписана как «Самира». Потом она закончила учёбу, приехала в Палласовку, где мы продолжили общение. Она совершала намаз, я поняла, что она является мусульманкой", - рассказала девушка.

Мурзагалиева заверила, что о группе "ВКонтакте" "VLG-город, приютивший странников…" не знала, и узнала от мужа, "что есть три девочки, которые создали группу в ВК", при этом в группе она не состояла. 

По словам свидетельницы, Шилихина не просила её об оказании какой-либо помощи "жителям Шамы" (арабское название Сирии, - прим. "Кавказского узла"), не предлагала выехать в Сирию и создать на ее территории халифат, но "в ходе общения обсуждали и ситуацию в Сирии".

Отвечая на вопросы самой Шилихиной, Мурзагалиева уточнила, что личное общение между ними началось в 2013-2014 году, об упомянутой группе она ей не говорила, и откуда о группе узнал муж, ей не известно, так как муж с Шилихиной не общался. Кто были три девушки, создавшие группу, Мурзагалиевой, по её словам, не было известно до того момента, когда ей это "пояснили в ходе следствия".

Свидетель утвердительно ответила на вопрос, проходил ли её супруг по фамилии Текеев по уголовному делу и содержался ли под стражей на момент дачи ею показаний. Супруг был осужден "по статье 205" и в настоящее время отбывает наказание, пояснила Мурзагалиева.

Статья 205 УК РФ (террористический акт) предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от десяти лет.

Девушка призналась, что предлагала Анастасии Шилихиной по смс "выйти замуж за чеченца Амира, который находился в Сирии", но лично Амира она не знает и сделала это по просьбе мужа. Шилихина на предложение подруги ответила отказом. Мурзагалиева отметила, что цели группы "ВКонтакте" "VLG-город, приютивший странников…" были ей не известны, и сейчас она точно пояснить их не может.

Прокурор Кузнецов в связи с противоречиями попросил огласить показания Алимы Мурзагалиевой на стадии следствия, с чем согласился суд.

В первом протоколе допроса Мурзагалиевой, помимо обстоятельств знакомства девушек, сухим языком записано, что "территорию Сирии Шилихина называла Шама, как часть территории созданного братьями халифата, вместе с территорией Иордании, Ирака и Ливии", а также "говорила о необходимости помощи братьям в построении халифата в Сирии и неоднократно заявляла о намерении поездки в Сирию".

Во втором протоколе допроса от 12 апреля 2017 года Мурзагалиева заявляла, что поддерживает данные показания, "осуждает действия Шилихиной и поэтому не сможет повторить показания в присутствии Шилихиной", зачитал прокурор.

Мурзагалиева пояснила, что "давала показания, но что-то не соответствует". "В общем правильно, но некоторые моменты добавил следователь", - сказала она.

Судья спросил свидетеля, оказывалось ли на неё давление.

"Как такового нет.., но, можно сказать, да", - ответила смущенно девушка.

"Сказали, что "если скажешь так – ничего не будет", а если не так, то на меня тоже заведут уголовное дело", - заявила она.

По словам свидетельницы, физического давления к ней не применялось, но слова следователя она восприняла как угрозу и при подписывании протокола чувствовала страх, который "до сих пор есть".

Мурзагалиева сказала, что не являются правдивыми её показания о готовности Шилихиной переехать в Сирию, об отсылке денег на территорию Сирии, о том, что подсудимая называла Сирию Шамой, и вообще про какое-либо перечисление Шилихиной средств.

"То есть вы лживые показания дали?" - поинтересовалась адвокат Забелова.

"Получается, так", - глядя в пол, произнесла Мурзагалиева.

Она пояснила, что действительно ставила свою подпись под протоколом, а о возможности внести замечания ей известно не было.

"Показания были не только с моих слов, а о замечаниях не знала. Я ему (следователю) говорила, (что) "я этого не говорила", он сказал "ничего страшного", - рассказала свидетель и в конце допроса призналась, что ей "стыдно" за свои показания.

Защита Юлдуз Алиевой подвергла критике запись просмотра группы "VLG-город, приютивший странников..."

После допроса была продемонстрирована 35-минутная запись видео с экрана компьютера. Сначала на экране появилось окно поисковика "Яндекс", в поисковой строке которого была найдена ссылка на соцсеть "ВКонтакте". Далее была показана страница пользователя "Илона Даудова", на аватарке которой изображена женщина в хиджабе. С этой страницы, по всей видимости, заходил оперативник или следователь.

"Илона Даудова" оказалась подписана на группу "VLG-город, приютивший странников…" со 149 участниками. С данного аккаунта были пролистаны многочисленные записи на стене группы, в основном посты "хадис дня", а также объявления о "пристройстве котят" или поиске работы. Несколько записей от имени группы на тему брака, семьи, продажи книг были подписаны авторами Bint Shams (ник, по данным следствия, принадлежит Юлдуз Алиевой) и Hunafa Nabieva (предположительно, ник Анастасии Шилихиной). Ещё несколько записей от имени группы представляли собой фото листовок "Вспомни о вечном, и может быть, в вечности вспомнят о тебе" с указанием номера телефона и просьбой жертвовать для "помощи нуждающимся мусульманам Сирии". Были пролистаны все посты группы до середины марта 2013 года, после чего видеозапись закончилась.

Защитник Алиевой подчеркнула, что в просмотренных записях "нет отметок о сборах для НВФ", и сама группа была просмотрена не полностью.

"В суде мы выяснили, что группа была создана 30 января 2013 года. Не отсмотрено два месяца с момента создания, хотя обвинение утверждает, что группа была создана именно с целью финансирования НВФ", - сказала Забелова.

Следующие заседания по делу состоятся 19 и 20 декабря в 10.00 мск. Запланировано, что на них будут допрошены четверо свидетелей обвинения из Москвы и Волгоградской области.

Автор:Константин Волгин