04:19 / 12.12.2017Организаторы конференции во Владикавказе рассказали об интересе Ирана к Северному Кавказу

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Международная научно-практическая конференция "Иран и Северный Кавказ: история и перспективы сотрудничества" открывается сегодня во Владикавказе. Она посвящена культурно-историческим и торгово-экономическим связям между Северным Кавказом и Ираном и будет носить скорее прагматический характер, чем научный, рассказали организаторы и участники конференции.

Сегодня, 12 декабря, на базе Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова состоится международная научно-практическая конференция "Иран и Северный Кавказ: история и перспективы сотрудничества". Конференция была анонсирована еще в июле этого года, однако дата её проведения трижды переносилась.

В министерстве по делам Северного Кавказа РФ корреспонденту "Кавказского узла" сообщили, что перенос связан с желанием иранской стороны. "Конференция откладывалась по просьбе соогранизаторов из посольства Ирана в РФ. Обсуждалась повестка дня. Также согласовывалось более удачное время для приезда участников из Ирана", - сказала руководитель пресс-службы Минкавказа Ирина Острогорская.

Работа конференции будет организована по двум тематическим направлениям

Организаторами конференции с российской стороны выступили министерство РФ по делам Северного Кавказа, правительство Республики Северная Осетия-Алания и Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, с иранской стороны - Институт политических и международных исследований министерства иностранных дел Исламской Республики Иран и Университет Алламе Табатабаи (Тегеран), говорится в сообщении, опубликованном на официальном портале республики.

"В пленарном заседании в рамках открытия конференции примут участие министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, глава Республики Северная Осетия-Алания Вячеслав Битаров, специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам гуманитарного и экономического сотрудничества со странами Каспийского региона Рамазан Абдулатипов, чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации Мехди Санаи", - говорится в сообщении.

В сообщении говорится, что работа форума будет организована по двум основным тематическим направлениям. В частности, в рамках первого направления планируется обсудить культурно-исторические связи Ирана и Северного Кавказа, в том числе языковые и академические. В свою очередь экономисты и представители бизнеса обсудят вопросы развития торгово-экономических отношений между Россией и Ираном в рамках Северо-Кавказского региона.

Инициатива конференции во Владикавказе идет от России

Сроки проведения конференции переносились по согласованию с иранской стороной, сказала корреспонденту "Кавказского узла" проректор Северо-Осетинского государственного университета имени К. Хетагурова Берта Туаева.

"Инициатива устройства конференции во Владикавказе исходит от Минкавказа по договоренности с посольством Ирана в РФ. У конференции два блока тем - экономический и историко-образовательный", - сказала она.

По ее словам, выбор Владикавказа в качестве места проведения совместного с Ираном форума не является случайным.

"Между Осетией и Ираном имеются традиционные историко-культурные связи. Прежде всего нужно напомнить о древнем языковом родстве осетинского и персидского языков, относящихся к одной иранской языковой группе в рамках индоевропейской языковой семьи. Среди осетин на территории Северного Кавказа сохранились также древние культурные традиции иранских народов. Помимо всего прочего, до 1917 года в Терской области, в частности, в ее центре - Владикавказе имелись два консульства тогдашней Персии. Причем оба персидских консула были женаты на осетинках. Во Владикавказе была довольно большая персидская диаспора, исчезнувшая в послереволюционные годы", - сообщила проректор СОГУ.

По ее мнению, сами иранцы достаточно трепетно относятся как к своей истории, так и к культуре разных народов.

"Их, например, привлекает то, что среди осетин сохранился не только древний язык, но и отголоски древней арийской культуры и мировоззрения. Иранские культурологи исследуют многие аспекты культуры и искусства осетин - от керамики до танцев", - сказала она.

Туаева отметила, что теперь вновь налаживаются совместные образовательные программы. Например, в СОГУ присутствует иранистика на кафедре востоковедения и регионоведения. К тому же в СОГУ при поддержке иранской стороны открылись курсы изучения персидского языка, которые вызвали широкий интерес.

"Мы не рассчитывали на большой контингент слушателей. Думали, персидский язык будет интересен только профессионалам-лингвистам. Но среди обучающихся оказались студенты разных специализаций и состоявшиеся люди, не связанные с изучением языка", - сказала она.

"Интерес к современной иранской культуре и языку неподдельный и поддерживается также из Ирана. Иран и Осетия сошлись характерами. И с осетинской стороны есть историко-культурный интерес к Ирану и персидскому языку. И Иран с не меньшим вниманием относится к культуре и традициям осетин", - добавляет проректор СОГУ.

Она предположила, что экономический аспект конференции может быть связан с заинтересованностью Ирана в кавказской логистике.

"Все дороги из Ирана и Закавказья в Россию и далее в Европу идут через Северный Кавказ. Поэтому вполне вероятно, что есть стремление воспользоваться логистикой. Возможно, речь может пойти и о добыче полезных ископаемых на Северном Кавказе", - считает Туаева.

Владикавказ избран местом проведения конференции потому, что располагается в сердце Кавказа

Для Ирана, помимо торговли своими товарами, Северный Кавказ почти ничем не интересен, считает еще один из участников будущей конференции, профессор Руслан Бзаров.

"Иран довольно развитая страна, имеющая много других связей и ориентированная вовне. Нет оснований, чтобы говорить, что он очень экономически заинтересован в таком не самом развитом регионе мира, как Северный Кавказ", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Конференция, по его словам, не будет носить сугубо научного характера, а будет посвящена, скорее всего, более прагматическим целям — развитию образовательных программ, хозяйственным, культурным и иным связям.

"РФ взяла курс на развитие взаимовыгодных, разносторонних отношений с Ираном. Северный Кавказ при этом не может не участвовать в этих отношениях, тем более географически регион находится ближе всех других регионов России к этой стране. И так как торговля Кавказа с Ираном всегда велась активно, и до революции персидские купцы составляли основную часть общины иранской, то сейчас происходит возрождение многовековых связей", - указал он.

По его мнению, Владикавказ был выбран в качестве места проведения конференции в первую очередь потому, что расположен в сердце Северного Кавказа, на пересечении всех путей.

"Конференция ведь посвящена взаимоотношениям Ирана со всем Северным Кавказом", - пояснил он.

Кроме того, он уточнил, что у СОГУ существуют многолетние отношения с культурными центрами и университетами Ирана, начиная еще с 1990-х годов.

"В СОГУ восстанавливается подготовка специалистов в области знания персидского языка и культуры. Фарси раньше изучался на факультете иностранных языков. Сейчас фарси будет изучаться в рамках специальности "востоковедение". Есть обоюдный лингвистический интерес. Установлены договорные отношения между СОГУ и Университетом имени Алама Табатабаи в Тегеране. Будут происходить обмены студентами, устраиваться стажировки и прочее", - отметил Бзаров.

Иранцы имеют влияние на Кавказе с древности

Если осетины издавна проявляли интерес к иранистике и Ирану, то в Иране гуманитарный интерес к иранской архаике начался лишь в последние годы, считает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Северо-Осетинского государственного института гуманитарных и социальных исследований имени В. Абаева, специалист по иранским языкам Эльбрус Сатцаев.

"Из Осетии родом немало ученых еще с советского периода, они активно занимались исследованием иранских наречий. Прежде всего, это величина мирового масштаба - академик Василий Абаев. Сам я занимаюсь изучением языка пушту. При СССР основные центры изучения восточных языков, в том числе фарси, помимо Москвы и Ленинграда, размещались в столицах союзных республик: Тбилиси, Баку, Ереване, Ташкенте, Душанбе. Северокавказские республики были на задворках научных исследований и образования. В настоящее время у Северной Осетии есть все шансы стать одним из центров изучения восточных языков, в первую очередь персидского, в РФ. Что касается Ирана, то там изучение других иранских языков активизировалось только в последние годы", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Говоря об этногенетических связях осетин и современных иранцев, Сатцаев подчеркнул, что они очень древние, и сегодня сложно обнаружить неспециалистам это давнее родство.

"Осетинский и персидский языки не взаимопонимаемые, как это имеет место быть у носителей, к примеру, тюркских языков. Из всех иранских языков наиболее близки к осетинскому, и то на уровне понимания отдельных слов и выражений, наречия памирских народностей (шугнанцев, ваханцев и др.). Они и по внешнему облику похожи. Возможно, какие-то архаичные черты остались в диалектах на окраинах Ирана и Афганистана. Тем не менее, в фольклоре, особенно в героическом эпосе, прослеживаются общие сюжеты. Поэтому в представлении образованного иранца, даже обывателя, не ученого, архаичные обычаи, фольклор, даже внешний облик осетин напоминает о древнем арийском прошлом. Слово Иран ведь происходит от древнего названия страны – Ариана (страна ариев). Самоназвание значительной части осетин – ирон. Осетины в основном все знают о принадлежности их языка к иранским, и поэтому интерес к другим иранским языкам среди них велик", - поведал Сатцаев.

Он также отметил историческое влияние разных ираноязычных народов на Кавказе.

"В предгорьях Кавказа и в степях издавна жили ираноязычные племена скифов, сарматов, затем алан. Они господствовали на Северном Кавказе вплоть до монгольского завоевания. В то же время Южный Кавказ, территории нынешних Грузии, Армении, Азербайджана, а также часть Дагестана столетиями входили в состав разных империй Ирана. До сих пор в ряде районов этих стран сохранился вариант персидского языка – татский. На нем разговаривают разные этнические группы, различающиеся по религии - иудеи, мусульмане-сунниты, христиане-григориане. Кстати, Дербент был основан Ираном в первую очередь для борьбы с северными иранскими народами – аланами", - пояснил Сатцаев.

Персы - старожилы Владикавказа

Персидская диаспора существовала во Владикавказе со дня его основания, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" доктор исторических наук, исследователь осетинских генеалогий Исламбек Марзоев.

"Она построила первую каменную мечеть в этом городе. То есть первая мечеть Владикавказа, возведенная в середине XIX века, была шиитской. Правда, сейчас она не используется по назначению. Раньше в ней был планетарий, сейчас она пустует", - рассказал он.

По его словам, в тот период были достаточно тесные торговые и даже семейные связи между Осетией и Ираном.

"Между осетинами и персами заключались брачные союзы. Имеются прецеденты оседания некоторых персов среди осетин, и есть несколько осетинских фамилий персидского происхождения. Небольшая группа осетин, в основном, конечно, жены персов и дети от смешанных браков в революционные годы нашли убежище в Иране. Персы же почти все выехали с Северного Кавказа", - отметил Марзоев.

Один из сотрудников посольства Ирана в Москве на условиях анонимности сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что конференция, прежде всего, должна, по мнению иранской стороны, носить практический характер.

"Она не будет носить исключительно научный характер, а направлена на налаживание взаимоотношений в торговой и образовательной сферах", - сказал он, однако не уточнил, какие именно бизнес-проекты планируется рассмотреть.

Автор:Рустам Джалилов