18:19 / 28.11.2017Соратники Болтыхова начали сбор денег на его защиту

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Друзья и соратники волгоградского активиста Анатолия Болтыхова, отправленного судом в психиатрическую больницу, объявили сбор средств на адвоката для него.

Как писал "Кавказский узел", волгоградский активист Анатолий Болтыхов был задержан и помещен в психиатрическую больницу 17 ноября. По словам адвоката, врачебная комиссия сочла необходимым обследование активиста в стационаре. Анатолий Болтыхов не нуждается в принудительном лечении, он адекватен и не подвержен приступам агрессии, заявили его родные. 22 ноября суд назначил Анатолию Болтыхову принудительное обследование в волгоградской психбольнице. К Болтыхову применены методы карательной медицины, заявили правозащитники.

Анатолий Болтыхов — сторонник националиста Вячеслава Мальцева, лидера признанного в России экстремистским и запрещенного движения "Артподготовка". 5 ноября Болтыхов был в числе 27 человек, которые провели в Волгограде шествие в защиту Конституции.  

Деньги на адвоката для Анатолия Болтыхова собираются через призывы в социальных сетях, сбор идет очень медленно, рассказал глава некоммерческой организации "Правозащитный центр Волгограда" Михаил Ясин корреспонденту "Кавказского узла".

"У Болтыхова нет денег на подачу апелляционной жалобы. Мы обращались к московским правозащитникам, но они пока молчат. Ребята распространяют информацию о сборе средств на оплату услуг адвоката в соцсетях, деньги собираются, но по крохам, а жалобу нужно подать до конца недели", - сообщил он.

По словам Михаила Ясина, целью помещения Болтыхова в психиатрическую больницу было, среди прочего, "финансовое наказание" его семьи и близких. "Для оплаты адвоката в суде первой инстанции семья отдала последнее", - подчеркнул он.

Жена Болтыхова Екатерина подтвердила, что апелляция должна быть подана до 2 декабря. "Деньги на суд первой инстанции мы собрали, теперь нужна помощь", - сказала женщина. По словам Екатерины, она сама сейчас находится в больнице, и так как Болтыхов лишен возможности работать, "денег в семье в прежнем объеме уже нет, а на каждый шаг в суде нужны деньги".

Она также сообщила, что навестила мужа в больнице 26 ноября. "Там, по его словам, назначали врачебную комиссию, но он написал отказ, поскольку решение суда в силу не вступило. Врачи общаются с Анатолием только в присутствии свидетелей и через письменные заявления. Не известно сколько продлится обследование, конкретные даты никто не называет", - сказала Екатерина. 

Адвокат Сергей Куницкий, представлявший интересы Болтыхова в суде первой инстанции, считает, что подача апелляции имеет смысл. "По моему мнению, перспектива в апелляционной жалобе есть, есть все шансы для отмены решения суда первой инстанции", - сказал адвокат корреспонденту "Кавказского узла".

В годы Советской власти насильно поместить человека в психбольницу без его или его родственников согласия считалось нарушением инструкций медицинских работников, однако способ принудительной госпитализации действовал, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" член Московской Хельсинкской группы, один из сооснователей Рабочей комиссии по расследованию использования психиатрии в политических целях Вячеслав Бахмин. Эта комиссия при Московской Хельсинкской группе работала с 1977 до 1981 год, выявляя и обнародуя случаи противозаконного принудительного помещения людей в психбольницы.

По словам Бахмина, принудительно забрать человека можно было лишь в том случае, если он представлял явную угрозу для себя или окружающих, к примеру "бегал с топором по улицам". "Далее в течение 24 часов человека должна была обследовать независимая медкомиссия на предмет его состояния, и если оно внушает опасения, то его насильно могут оставить психиатрической лечебнице. Таким образом ясно, что человека можно насильно посадить в психбольницу без его согласия", - пояснил Бахмин.

Задержания и применения карательной медицины в советское время случались "довольно часто", в основном эти меры применяли к неугодным власти активистам и правозащитникам, отметил Бахмин. "Была практика превентивной госпитализации людей: перед большими праздниками — 7 ноября или 1 мая — лиц, состоявших на учете в психиатрическом диспансере, зачастую диссидентов, задерживали и сажали в психбольницу на время празднований. Оснований на то, разумеется, не было", - рассказал Бахмин.

Сейчас инструкции медицинских служащих прописаны в законе "О здравоохранении": согласно процедуре, вопрос насильственного удержания человека в больнице решает суд, сказал Бахмин. Тем не менее, "учитывая, что закон в России — одно, а на деле — другое", задержать можно практически любого человека, подчеркнул правозащитник. "Сегодня о явных случаях карательной медицины я не слышу. Впрочем, это не значит, что их нет — информация может банально не доходить... Задержать могут и того, кто пишет жалобы", - заключил Бахмин.

Информацию о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:Татьяна Филимонова, Олег Краснов