Брест
Ранее чеченские беженцы просили казахстанского президента принять их, но им отказали. "Мы себе такое позволить не можем: просто не хватит нашего бюджета", - заявил замминистра внутренних дел Казахстана Иван Отто в минувший четверг.
Теперь в Бресте на белорусско-польской границе скопилось около 200 чеченцев. Они собирались въехать в Польшу по туристическим визам, но польские пограничники не пропустили их, заявив, что это противоречит интересам национальной безопасности их страны. Примерно такая же ситуация на границе с Литвой, где во въезде отказано 30 россиянам чеченской национальности.
Выяснилось, что Польша еще 26 октября приняла решение о прекращении и недопущении въезда граждан России чеченской национальности. 30 октября об этом уведомили Белоруссию. Но белорусский МИД считает, что это проблема взаимоотношений России и Польши. Министр иностранных дел Белоруссии Михаил Хвостов заявил, что российские граждане имеют "исправные документы" и он считает "недопустимым запрет на передвижение граждан по национальному признаку, тем более в отношении категории лиц, состоящей на 70 процентов из женщин и детей".
Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) призвало Польшу и Литву не "закрывать двери" для беженцев из Чеченской Республики. Ооновское ходатайство подействовало, и в пятницу 17 чеченцев были пропущены на территорию Польши. Их обеспечат продуктами и предметами первой необходимости.
После заполнения соответствующих документов эти люди направятся в Варшаву. Еще примерно 150 чеченских беженцев ожидают польского гостеприимства.
Краснодар
Отнюдь не только чеченцы хотели бы покинуть Россию.
13 тысяч месхетинских турок, проживающих в Краснодарском крае и вот уже 13 лет являющихся лицами без гражданства, просят у Соединенных Штатов предоставления им статуса беженцев.
Первый секретарь посольства США Серж Чивер, руководитель отдела по работе с мигрантами Марк Алан Браун, представитель государственного департамента США - директор программы по беженцам Кетлин Е. Томпсон и др. прибыли в Краснодар, чтобы на месте изучить ситуацию и рассмотреть возможность переселения месхетинских турок.
На работу американской комиссии Ткачев отреагировал так: "Я не возражаю, чтобы турки - некоренные жители края - покинули его. Более того, мы окажем содействие этому процессу". Содействие, надо полагать, - это новый всплеск погромов?
Желание месхетинцев покинуть Краснодарский край объяснимо. Краевые власти давно проводили дискриминационную политику в отношении турок, но особенно эти тенденции усилились с избранием нового краснодарского губернатора Александра Ткачева. Дело доходило до погромов и принудительного выселения.
Сам губернатор не раз заявлял, что будет препятствовать появлению в Краснодарском крае инородцев.
Федеральные власти не возражают против массового бегства из России ее жителей - как граждан, так и беженцев. Ни одного заявления от официальных лиц не прозвучало. В этой ситуации молчание Кремля - знак согласия.
Опубликовано 18 ноября 2002 года