ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Следственные действия с участием правозащитника Игоря Нагавкина в рамках уголовного дела в отношении него не проводятся уже более семи месяцев, в связи с чем он объявил бессрочную голодовку, сообщил сам обвиняемый. Нагавкин добивается беспристрастного расследования своего дела, пояснил его адвокат.
Как информировал "Кавказский узел", 2 октября 2016 года Нагавкин был заключен под стражу по подозрению в совершении кражи. Вину правозащитник не признает. С 12 по 21 октября 2016 года, протестуя против отсутствия квалифицированной медпомощи, Нагавкин проводил голодовку. 3 ноября 2016 года адвокат Нагавкина сообщил об улучшении его самочувствия после обострения болезни. 10 апреля 2017 года Нагавкин был переведен из Волгограда в Москву. 15 августа суд продлил срок его ареста до 16 сентября. Также стало известно, что Нагавкин с 8 августа проводит бессрочную голодовку в Бутырском СИЗО.
Игорь Нагавкин - председатель правления Волгоградской организации социальной и правовой защиты осужденных и заключенных под стражу, эксперт общероссийского движения "За права человека" в Южном федеральном округе. В июле защита Игоря Нагавкина пожаловалась на бездействие следствия.
15 августа состоялось открытое заседание Черемушкинского райсуда Москвы, на котором рассмотрено ходатайство следствия о продлении срока содержания под стражей волгоградскому правозащитнику Игорю Нагавкину. На заседании Нагавкин сидел в «аквариуме», без наручников, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший в зале суда.
Перед заседанием Нагавкин увлекся обсуждением процессуальных вопросов с адвокатом Фаритом Муртазиным и не заметил, как судья вошла в зал и начала заседание. Судья Наталья Журавлева выразила недовольство поведением обвиняемого и его защитника, но тем не менее по просьбе Нагавкина отложила заседание на пять минут для того, чтобы он мог обсудить наедине с адвокатом позицию защиты.
Игорь Нагавкин в ходе перерыва сообщил адвокату, что последние следственные действия с ним проводились в Волгограде 12 января 2017 года, а в Москве с ним никаких следственных действий не проводилось вообще, в связи с чем 8 августа он объявил бессрочную голодовку.
По его словам, на этот шаг он решился от безысходности, поскольку, находясь в СИЗО, узнал, что ему вменяется совершение кражи личного имущества 22 сентября 2016 года (ч. 4 ст. 158 УК РФ). При этом обвиняемый отметил, что этого преступления он совершить физически не мог, поскольку находился в другом месте, чему есть свидетели, которые готовы подтвердить его алиби, и их необходимо допросить.
Более того дело об этой краже было объединено с делом некоего Александра Федоровича Медведева, который был задержан вместе с Нагавкиным 29 сентября 2016 по делу о попытке кражи из ломбарда. При этом Медведеву вменяется убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ) и незаконное хранение огнестрельного оружия (ч. 1 ст. 222 УК РФ), рассказал правозащитник.
"Понятно, что следователь будет расследовать более тяжкое преступление – убийство, а дело Нагавкина – попытка кражи – будет оставаться нерасследованным, поэтому Нагавкин держит голодовку с тем, чтобы следователь беспристрастно занялся расследованием его дела и либо произвел необходимые следственные действия, или возвратил дело по подсудности в Волгоградскую область - туда, где возбуждалось уголовное дело", – пояснил адвокат Фарит Муртазин "Кавказскому узлу".
Адвокат попросил Нагавкина прекратить голодовку, но тот отказался, заявив, что понимает, что голодовка вредна для организма, но считает ее единственным способом вынудить следствие, прокуратуру и суд не нарушать его процессуальные права. Правозащитник уточнил, что, в частности, следователь должен рассмотреть его дело, не проявляя заинтересованности в обвинительном уклоне, допросить свидетелей защиты, которые подтвердят алиби.
Нагавкин уверен, что грамотное и непредвзятое расследование выявит его непричастность к преступлениям, в которых его обвиняют.
Сам правозащитник связывает свое уголовное преследование и заключение под стражу с тем, что он активно борется с распространением наркотиков, в частности, так называемой "соли".
По его словам, ему удалось решить эту проблему в городе Калач-на-Дону. "У меня в городе этой гадости нет, но мы сунулись и в Волгоград, поэтому нас и задержали", - сказал он "Кавказскому узлу".
После перерыва суд удовлетворил ходатайство следствия о продлении ареста Нагавкину.
При этом суд отклонил ходатайства о поручительстве руководителя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой и председателя общероссийского общественного движения «За права человека» Льва Пономарева. В своих обращениях правозащитники просили об изменении меры пресечения Нагавкину и ручались, что обвиняемый будет являться по первому вызову к следователю и в суд, а также не будет оказывать воздействие на свидетелей, а, наоборот, будет всемерно содействовать следствию.
В Калаче-на-Дону Игорь Нагавкин пользуется уважением и авторитетом, рассказал "Кавказскому узлу" правозащитник Лев Пономарев.
«Если бы у нас выбирали шерифов – жители Калача выбрали бы Игоря Нагавкина, - сказал Пономарев. - Считается, что правозащитники продолжают традиции советских диссидентов, интеллигенции, которую, условно говоря, «соплёй перешибешь». Нагавкин – представитель другого типа правозащитников. Они сознают, что нужно действовать в правовом поле, но когда понимают, что в России в правовом поле практически сделать ничего нельзя, иногда применяют не совсем правозащитные методы».
Комментариями следствия, прокуратуры и администрации СИЗО относительно голодовки Нагавкина и хода расследования уголовного дела в отношении него "Кавказский узел" пока не располагает.
"Кавказский узел" освещает случаи преследования активистов, журналистов и правозащитников на юге России и странах Южного Кавказа на специальной тематической странице "Преследование активистов".