21:06 / 01.08.2017Сирийские черкесы в Адыгее заявили о сложностях получения российского гражданства

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Черкесы, приезжающие в Адыгею из Сирии, не имеют официального статуса репатриантов и не могут получать  российское гражданство по упрощенной схеме, сообщила переселенка из Сирии. Реальную помощь репатриантам оказывают только черкесские активисты, но не власти, сообщил зампред "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края Аскер Сохт.

День репатрианта был учрежден 1 августа 1998 года. Именно в этот день первый самолет с репатриантами прибыл в Адыгею из Косово, тогда же в республике был основан аул Мафэхабль.

День репатрианта в Адыгее сегодня отметили концертом в Государственной филармонии республики и ярмаркой с книгами, сувенирами и изделиями мастеров народного творчества на площади у филармонии. Завершится праздник традиционным черкесским танцем "Адыгэ джегу", сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в пресс-службе администрации республики.

По информации администрации Адыгеи, на сегодняшний день в республике проживают 880 сирийских черкесов. 

"Из выделенных на этот год 600 квот желающим вернуться на родину черкесам на настоящий момент выдано порядка 70. Программа поддержки репатриантов из Сирии работает в Адыгее с 2009 года, репатриантам помогают с жильем, оплачивают курсы языка, предоставляют работу и земельные участки", - заявил сотрудник пресс-службы администрации.

В Мафэхабле строят дома для переселенцев

Аул Мафэхабль в Майкопском районе, построенный в 1998 году для 165 адыгов из Косова, получил статус населенного пункта в 2007 году. Сейчас в Мафэхабле проживают 50 семей, более 250 человек, сообщил глава администрации аула Мухамед Хасани корреспонденту "Кавказского узла".

Мухамед Хасани рассказал, что приехал в Адыгею из Югославии вместе с родителями в 1998 году. Впоследствии он женился на жительнице Адыгеи. "В Косово моя семья занималась фермерством. Здесь пришлось выживать: работал переводчиком, занимался бизнесом. У многих репатриантов хорошие специальности - есть и врачи, и учителя", - сообщил Хасани. 

По словам Хасани, приезжающие в Мафэхабль репатрианты остаются жить в ауле, расположенном близ Майкопа. "К нам приезжают соотечественники из Сирии, Турции, Иордании и других стран. Не было случая, чтобы кто-то вернулся, все остаются", - сказал он.

Жители аула работают и учатся в столице республики. С транспортом проблем нет, но своя школа населенному пункту, где уже живут около 30 школьников, очень нужна, считает Хасани. По его информации, аул готов к расширению - 89 гектаров неиспользуемых земель включили в границы населенного пункта.

"У нас есть своя поликлиника, мечеть уже построили, скоро будут газопровод и водопровод. Репатриантам выделено 88 земельных участков, всем миром помогаем им строить дома", - рассказал глава аула.

Адыги (или черкесы) — общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Адыги проживают в России в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Северной Осетии и на Ставрополье. Общая численность адыгов в России, согласно итогам переписи 2010 года, составляет 718 727 человек. При этом большинство адыгов проживают за пределами России, говорится в справке "Адыги" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

Переселенцы из Косово в 1998 году бросили все и в один день сбежали на историческую родину, в Адыгею, рассказал репатриант Абдулах корреспонденту "Кавказского узла".

"Мы ехали в никуда, не зная, как здесь живут. Нам помогло то, что мы сохранили родной язык. Мы помнили даже устаревшие слова, и все удивлялись этому. Пошли на курсы русского языка с другими земляками, потом они окончили вузы в Майкопе, стали врачами, юристами, экономистами", - рассказал он.

В Косово Абдулах работал фельдшером скорой помощи, а в Адыгее ему пришлось сменить много специальностей. В результате он занялся строительным бизнесом и сам построил для своей семьи дом.

"Наш дом в Косово у нас всегда в сердце. Сохранилось несколько фотографий, и новый дом я построил примерно таким же", - сообщил мужчина корреспонденту "Кавказского узла".

По словам Абдулаха, все его дети получили хорошее образование. Младший сын переселенца родился уже в Адыгее. 

Переселенка из Сирии рассказала о сложностях получения гражданства

Жительница аула Панахес Сибахатэ приехала в Адыгею из Сирии два года назад, но до сих пор не может получить вид на жительство. Упрощенный порядок получения российского гражданства для репатриантов из Сирии не применяется, сообщила женщина корреспонденту "Кавказского узла".

"Мы не имеем статуса беженца или репатрианта, потому можем претендовать на гражданство как любой другой иностранец. Чтобы получить вид на жительство, нужно подтвердить постоянный источник дохода, но устроиться на работу официально с сирийским паспортом невозможно", - заявила Сибахатэ.

По словам Сибахатэ, у репатриантов просто не хватает денег на оплату госпошлин и сборов за экзамены по русскому языку, российской истории и основам законодательства РФ. Бесплатная медицинская помощь для них также недоступна, пока нет российского гражданства.

"Это все нужно сделать быстро, за три месяца, пока действует сирийская виза, но подготовиться к таким трудным экзаменам за такое короткое время нереально", - говорит женщина.

По ее словам, Россия ужесточает правила въезда для сирийских беженцев.

"Частные приглашения землякам из Сирии стало сделать очень тяжело, постоянно получаем отказы. Нас рассматривают как исламскую угрозу, это обидно", - сказала Сибахатэ.

Сохт: "Репатрианты в Адыгее стали неотъемлемой частью общества"

Власти республики не занимаются проблемами сирийских переселенцев на практике, заявил зампредседателя "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края Аскер Сохт корреспонденту "Кавказского узла".

"Мы собираем деньги, чтобы помочь каждому, кто вернулся на родину. Власти в основном только обещают либо дают людям земельные участки, но дальше их не интересует, как они будут строиться и на что жить", - отметил Сохт.

Репатрианты в Адыгее "легко и успешно интегрировались", став неотъемлемой частью общества, считает Сохт.

"Особенно значимым событием я считаю репатриацию сирийских черкесов. Она происходит в условиях войны и страшной гуманитарной катастрофы в Сирии. Репатриация и интеграция этих людей осуществляется благодаря усилиям институтов гражданского общества, в нашей стране аналогичных примеров нет. Ни один не оказался брошен на произвол судьбы, каждый получил поддержку и солидарность, в нашем обществе их встречают с огромной теплотой", - заявил Аскер Сохт.

По информации Сохта, для соотечественников из Сирии в прошлом году отменили квоты на  обучение в российских вузах. "Теперь они могут учиться только платно, и стоимость обучения выше, как для иностранных граждан. Тем не менее они выбирают сложные специальности:  медицину, фармацию, строительство, экономику, инженерию, физико-математическое направление, иностранные языки, дизайн", - сообщил зампред кубанской "Адыгэ Хасэ".

Среди соотечественников, которые приезжают в качестве туристов из Турции, Иордании, Сирии, ОАЭ, Саудовской Аравии и Катара, растет интерес к Адыгее, добавил Аскер Сохт.

"Конечно, не все из них связывают свои перспективы с Россией, но радует, что многие  хотят получить образование в России, больше узнать о своей исторической родине, завести какие-то деловые контакты", - отметил он.

Автор:Анна Грицевич
02.08.2017 в 09:08Kansav

Разница между властями Германии или Израиля и Адыгеи заключается в том, что в первом случае речь идет о суверенных государствах со своим законодательством и бюджетом, во втором - о регионе, который не может самостоятельно регулировать вопросы иммиграции и её финансирования.

02.08.2017 в 12:17204

Для своих то работы нет а тут еще беженцы. Когда в Сирии все было хорошо то не было инвесторов, чтоб вложить в историческую родину и сделать экономически развитой. Последние 4 года бежали в Европу но и теперь там пряники закончились. Так вот. У нас тут не когда и пряников не было

02.08.2017 в 07:46Шмель

"Власти в основном только обещают либо дают людям земельные участки, но дальше их не интересует, как они будут строиться и на что жить"

вот это по видимому и называется дом и очаг куда их приглашают.

очень было "уместно" сравнивать это с Германией и Израилем.

10.08.2017 в 01:57Шмель

Давайте вспомним 90е когда была образована Адыгея в её границах, разве не самостоятельно адыги образовали республику , разве не самостоятельно организовали правительство исключительно по этническому признаку? Вам кажется что им ктото помогал или тем более препятствовал? Кто заставлял устраивать своих родственников на руководящие должности, вместо того чтобы устраивать туда профессионалов?

Так что случилось с самостоятельностью? Куда она делась за 26 лет?

10.08.2017 в 09:16Kansav

Не хочу показаться снобом, но вы или не владеете темой, о которой рассуждаете, или намеренно подменяете понятия. Я вам рассказываю о свойствах теплого, а вы мне в ответ говорите о свойствах мягкого. Официальная Адыгея многократно обращалась к федеральным органам власти с просьбой упростить порядок получения гражданства адыгскими репатриантами и создать федеральную законодательную базу для процесса репатриации. Что касается вопроса о мягком, то талантливые родственники, друзья детства, одностаничники, однокурсники, дети высокопоставленных чиновников, управляющие госкорпорациями, в промышленных масштабах встречаются не только и не столько в маленькой Адыгее. И не с Адыгеи это явление началось. Думаю, вам не надо приводить примеры, они на слуху. Это болезнь, вирусная инфекция, которая поразила всё российское общество и которая имеет совершенно определенные корни, порожденные не Адыгеей и не адыгами. При этом Адыгея не является резервацией, которую могут обходить стороной подобные явления.