Впечатление такое, что Путин решил нанести участникам международной конференции "За прекращение войны и установление мира в Чеченской Республике" своеобразный упреждающий удар. В воскресенье, когда конференция еще продолжалась, президент России встретился в Кремле с "представителями чеченской общественности", точнее, с представителями промосковской чеченской власти и бизнеса. Представители иной чеченской общественности в это же самое время находились в московской гостинице "Космос" на общем форуме российских и чеченских антивоенных сил, и в Кремль приглашены не были.
На телевизионной картинке из Кремля было хорошо заметно каменное выражение лица депутата Госдумы Асланбека Аслаханова, который давно и не без успеха пытается отстаивать идею российско-чеченских переговоров с участием Масхадова, ухитряясь при этом не потерять репутации "промосковского чеченца". От чего лицо Аслаханова на встрече с Путиным впезапно окаменело, станет ясно из следующего абзаца?
Путин, не дожидаясь широкого международного резонанса на резолюции и решения московской антивоенной конференции, на встрече в Кремле в воскресенье категорически отверг малейшую возможность начала каких-либо переговоров с Масхадовым. Более того, Путин заявил, что именно Масхадов своей недальновидной политикой разрушил экономику Чечни, содействовал разгулу бандитизма в республике и, в конечном итоге, привел Россию и Чечню к войне. Далее Путин высказал крайне противоречивую мысль о том, что Россия выступает за мирные переговоры по Чечне, но без участия чеченских сепаратистов, которые должны остаться в стороне от этого процесса. Путин обвинил Масхадова в срыве мирных переговоров осенью прошлого года, однако не пояснил, что тогда чеченским сепаратистам было предложено только разоружиться в одностороннем порядке, и более ничего?. Путин намекнул, что именно Масхадов "стоял за спиной" у террористов Бараева, захвативших московский театральный центр на Дубровке, и пообещал, что "второго Хасавьюрта не будет". Под занавес своего спитча Путин назвал всех сторонников Масхадова "пособниками террористов" и сказал "историческую" фразу, которую стоит процитировать полностью: "Тем же, кто по недомыслию или сознательно, от страха перед бандитами или следуя живучей традиции их умиротворения, будут и дальше призывать нас сесть за стол переговоров с убийцами, - предлагаю им вступить в переговоры с бен Ладеном или муллой Омаром".
Еще одна важная мысль, которая осталась почти незамеченной в обзорах путинской речи российскими СМИ, - это фраза Путина о его надежде на то, что вскорости "борьбу с бандитизмом в Чечне возьмут на себя в полном объеме чеченские милиционеры, а российские воинские подразделения будут сидеть в казармах или заниматься боевой учебой по возможному отражению агрессии извне". К слову, эта мысль Путина была подкреплена в воскресенье известием о подписании главой МВД России Грызловым приказа о создании МВД Чечни. "Курс Кремля на развязывание в Чечне гражданской войны остался неизменным" - так прокомментировали эти слова Путина и это решение Грызлова некоторые российские правозащитники.
О практической стороне воскресной встречи в Кремле журналистам рассказал сам глава промосковской чеченской администрации Ахмад Кадыров. По его словам, федеральная власть согласилась с авторами недавнего обращения "видных представителей чеченской общественности" и дала добро на проведение в Чечне в марте-апреле 2003 года референдума по вопросу о новой конституции республики. Другие участники встречи не исключили, что в следующем году будут проведены и выборы промосковского президента Чечни, причем, заметили они, в республике будут созданы "все возможные препятствия для недопущения к участию в таких выборах "представителей террористов".
Параллельно с выступлением Путина по Чечне в самой Чечне представителями военной комендатуры была запущена жирная информационная утка для российских и зарубежных СМИ. Вот она в том виде, в котором ее проглотили журналисты: "Замкоменданта Чечни отправил Масхадова в отставку. Президент Ичкерии Аслан Масхадов сложил с себя свои полномочия и больше не является руководителем этого непризнанного государства. Как сообщил журналистам заместитель военного коменданта Чечни генерал-майор Ибрагим Сулейменов, ссылаясь на поступившую от агентурных источников информацию, на последнем совещании лидеров сепаратистов Масхадов был избран так называемым "верховным эмиром моджахедов Чечни", что лишает его статуса президента. Шамиль Басаев получил пост руководителя военного командования верховного эмирата, заявил Сулейменов. В этой связи заместитель военного коменданта поставил под сомнение возможность проведения переговоров с Масхадовым, о которых говорят в последнее время ряд политиков".
А вот как откомментировали ситуацию в беседе с Вашим корреспондентом некоторые из участников международной конференции "За прекращение войны и установление мира в Чеченской Республике": "Похоже, Путин берет на вооружение старую тактику генерала Ермолова. А именно, тактику долголетней перманентной войны на тотальное уничтожение сил Чеченского Сопротивления. На уничтожение всех чеченцев, которые способны оказывать вооруженное сопротивление противнику, и их лидеров. После этого заявления Путина мало у кого остаются сомнения в том, что Масхадов объявлен вне закона. Так же, как и во времена Ермолова, российская власть делает ставку на так называемых "мирных чеченцев". Надеясь именно их руками подавить сопротивленцев, что вот уже 8-й год не удается российской армии. Фактически, сделана ставка на дальнейшее искусное разжигание в Чечне гражданской войны. Понятно, что будут еще тысячи новых жертв, как среди чеченцев, так и среди россиян. Никто теперь не будет застрахован от атак чеченских смертников-камикадзе, а Масхадову будет все труднее сдерживать своих молодых бойцов от повторения акций, подобных бараевской. С одной лишь оговоркой - новые террористы не будут играть в политику и выдвигать условия. Они будут молча взрывать себя и заложников. Похоже, события будут развиваться по палестинскому сценарию, и это война на десятилетия, от которой нигде невозможно будет укрыться. Ждать от Кремля иных решений не приходится. Люди, со спокойной совестью угробившие 128 жизней заложников в театральном центре на Дубровке, врядли перед чем-нибудь остановятся на пути к достижению своих целей".
Итак, это было мнение участников московского правозащитного форума, которые, по их признанию, "шокированы неадекватной реакцией президента России на предложения гражданского общества".
Опубликовано 12 ноября 2002 года