21:22 / 11.11.2002Российские СМИ объявили - схвачен чеченец убивший в 1999 г. мэра казахстанского Усть-Каменогорска. Нюанс в том, что в Усть-Каменогорске не убивали мэров...

Поймали убийцу. Но кого же он убил?

В Усть-Каменогорске - переполох. Российские информационные агентства сообщили о задержании 35-летнего гражданина Чеченской Республики, который дал признательные показания о том, что он в 1999 году убил мэра этого города. Что задержали - факт, что подозреваемый признался - тоже, видимо, факт. Но дело в том, что в Усть-Каменогорске, слава Богу, никогда не убивали мэра или акима - и это тоже факт.

Конечно, областной центр Восточного Казахстана тихим райским уголком никогда не был. И тем более в девяностые, когда разгул криминала достигал довольно устрашающих размеров. В число чрезвычайно громких преступлений можно отнести, к примеру, убийство депутата городского маслихата, видного предпринимателя Олега Шматова. Весьма популярный в Усть-Каменогорске человек оказался, по сути, расстрелянным в гараже ранним утром, когда собирался выехать на работу. Версии о политической подоплеке преступления были несостоятельны и тиражировались лишь только небольшой группой правого толка. Предпринимательская деятельность могла вызвать какие-то действия конкурентов. Тем более что один из явных соперников в канун преступления вывез свою семью в Россию, а затем и сам перебрался в Первопрестольную. Следствие же собрало доказательную базу о том, что убийство было заказным и задержало и инициатора, и исполнителей. Состоявшийся суд вызвал в то время немало кривотолков, так как не были найдены орудия убийства, исполнитель всё время странно "ошибался", да и озвученные мотивы преступления выглядели ну весьма несостоятельно. В таких случаях, по мнению устькаменогорцев, внимательно следивших за ходом суда, важно было отрапортовать, что убийство депутата раскрыто, и преступники получили по заслугам.

К числу непонятных преступлений можно отнести и убийство бухгалтера отдела цен областной администрации и её мужа, которых хладнокровно (выстрелами в затылок) убили в собственной машине. Но наиболее громкие дела были связаны с усть-каменогорским спиртоводочным комбинатом. После акционирования предприятия управленческое звено полностью обновилось, новая стратегия принесла свои плюсы и экономическое благополучие. Но вокруг алкогольной продукции слишком сильным был запах не только спирта. Странным звонком прозвучал хладнокровный расстрел средь бела дня у автобусной остановки на глазах десятков людей из автомата автомобиля, в котором находились молодые ребята характерной наружности, имевшие отношение к деятельности рынков и к охране одного из руководителей предприятия. Просвещенные, но неофициальные источники в числе причин группового убийства называли нелегальную продажу кавказского коньяка и отказ поделиться выручкой с поставщиками из далекой горной республики. Прошло совсем немного времени и как-то вечером в кафе "Летний сад" опять таки совершенно хладнокровно была расстреляна группа устькаменогорцев. В числе погибших оказался и директор спиртоводочного комбината г-н Е. Правда, (по свежим расспросам) свидетели преступления утверждали, что, когда прозвучали первые выстрелы, один из подручных директора, отвечающий за охрану предприятия и реализацию готовой продукции, успел крикнуть, что это, мол, его убивают. К счастью для него, он остался жив, и сейчас находится даже на высокой должности в государственных структурах.

В 1997 году ранним утром на выходящего из лифта бывшего руководителя спиртоводочного комбината, а на то время одного из заместителей акима Усть-Каменогорска г-на Б., было совершено покушение. Преступник целился в голову, но сумел только ранить экс-директора. По словам потерпевшего, проявившего недюжинную реакцию и этим спасшего себе жизнь, нападавшему было лет 25, и он был явно не чеченцем. Поиск преступника не увенчался успехом. Конечно, не исключено, что задержанный в Чечне гражданин может иметь отношение к каким-либо преступлениям. Но не лучше ли вместо надуманной сенсации дождаться достоверного вывода силовиков? Или для россиян и российских СМИ так называемый чеченский след во всех мыслимых и немыслимых преступлениях важнее, чем реальная объективность?

В отделе розыска областного УВД нам пояснили, что к ним действительно поступила информация от российских коллег. Вполне возможно, что арестованный в Чечне ошибочно полагал, что он убил человека в Усть-Каменогорске и считал его мэром города. Казахстанские полицейские даже не объявляли кого-либо по этому преступлению в розыск, потому что было неясно, кого же искать. Возбужденное уголовное дело так и осталось незавершенным. Но теперь у нашей полиции появились шансы. Они могут потребовать выдачи арестованного. После его экстрадиции многое прояснится.

Опубликовано 10 ноября 2002 года

Автор: