ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Пенсионерки Галина Муругова и Саружамал Рамазанова, проживающие в военном городке №135 в Астраханской области, жалуются на то, что вопрос об их переселении из дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, так и не был решен военным ведомством. Помочь женщинам пытается областной омбудсмен.
Женщины живут в военном городке, со страхом ожидая обрушения дома и пожара
Пенсионерки Галина Муругова и Саружамал Рамазанова, проживающие в военном городке №135 войсковой части №28004-з, расположенный в селе Тамбовка Харабалинского района Астраханской области в окрестностях военного полигона "Ашулук", получили ордера на служебные квартиры в двухэтажном восьмиквартирном доме №24 в 2000 году. Собственником дома является Министерство обороны России.
Побывавшему 14 апреля в Тамбовке корреспонденту "Кавказского узла" женщины показали здание, в котором они несколько лет проживают в опасных для жизни и здоровья условиях. Жильцы квартир первого этажа были выселены в 2015 году. Двери в эти квартиры распахнуты. Здесь, по словам женщин, часто собирается местная молодежь, бегают крысы.
"Пьянки, крики. Что они тут делают – неизвестно. Но я боюсь, что в один прекрасный момент они устроят пожар", - рассказала Галина Муругова, показывая заваленную мусором комнату и стол, на котором видны остатки недавней трапезы.
"Обратите внимание на ванную комнату. Здесь стояла вода по щиколотку. Сырость с первых этажей поднимается к нам в комнаты, поэтому у нас плесень на стенах", - сказала Саружамал Рамазанова, показывая полуразрушенную, покрытую грязью ванную комнату.
Женщины рассказали, что в 2016 году на первых этажах коммунальные работники сняли батареи отопления. С тех пор они обогреваются в холодное время электрообогревателями. К дому также не проведен газ, поэтому и еду пенсионерки готовят на электроприборах.
Этот дом опасен для жизни. Его сносить надо
"У нас старая проводка. Замкнет где, или перегрузка в сети – и все. Пожар неизбежен. Этот дом опасен для жизни. Его сносить надо. А нас пусть переселяют в другое место", - сказала Галина Муругова.
Женщина показала стену, скрытую ковром, которая покрыта серыми пятнами от протекающего потолка до пола. На кухне Муруговой на одной из стен разваливается кирпичная кладка.
Вода не поступает в ванные комнаты дома №24. Купаются женщины в тазах, так как и бани в военном городке, по их словам, нет. Крыша протекает. Штукатурка отваливается. Деревянная лестница, ведущая на второй этаж, шатается, ступени прогнили.
"С потолка сыпется штукатурка, кирпичи в кладке рассыпаются. А лестница - если она обрушится, мы в свои квартиры уже не попадем", - возмутилась Саружамал Рамазанова.
Галина Муругова и Саружамал Рамазанова не состояли на военной службе. Они работали при войсковой части на гражданских должностях. Муругова с 1969 года работала заведующей офицерской столовой, позже - магазином. Рамазанова 40 лет проработала медсестрой в гарнизонной санитарной части. Так как женщины формально не были военнослужащими, их не стали переселять из ветхого дома в другие квартиры. Другой жилой площади у пенсионерок нет. Они рассказали, что писали жалобы и просьбы о помощи в различные инстанции – командиру войсковой части, в военную прокуратуру.
"Но реальную помощь получаем пока из аппарата Уполномоченного по правам человека Астраханской области. Там отнеслись с пониманием и сочувствием к нашей беде", - отметила Галина Муругова.
"Переселением Муруговой и Рамазановой должно заниматься военное ведомство"
Заместитель начальника отдела защиты прав человека аппарата омбудсмена Астраханской области Юлия Пышная рассказала историю проблемы пенсионерок Муруговой и Рамазановой. Так, по информации, поступившей к омбудсмену из военной прокуратуры Каспийской флотилии, в апреле 2016 года жилищный фонд военного городка №135 в 2015 году был передан для управления и эксплуатации ООО "Главное управление жилищным фондом" в лице АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства".
"Поскольку при проведении надзорных мероприятий были выявлены многочисленные нарушения законодательства, регулирующего порядок содержания жилых зданий, в адрес руководителя обособленного подразделения "Волгоград" Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" внесено представление об их устранении", - говорится в письме из военной прокуратуры Каспийской флотилии №1138/58/64 от 19.04.2016, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла".
Но, несмотря на это, в мае 2016 года Галина Муругова сообщила омбудсмену, что состояние ее дома, по ее мнению, ухудшается, и жить в нем опасно.
"Информация, содержащаяся в ответе заместителя командира в/ч 28004 (от 31.03.2016 № 28/877), позволяет сделать вывод, что доводы заявительницы вполне обоснованны, поскольку целостность кровли дома нарушена на 80%, отмостка по периметру здания имеет трещины и выбоины, местами отсутствует, в полах имеются щели и трещины между досками настила, все инженерные сети - 100% - требуют ремонта", - сообщила корреспонденту "Кавказского узла" Юлия Пышная.
Также, по ее словам, в нарушение требований ч. 2 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, ни один из 29 многоквартирных домов военного городка №135, "не включен в региональную программу "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Астраханской области, на 2014 - 2043 годы" (эта программа утверждена постановлением правительства Астраханской области от 06.02.2014 № 27-П").
Ссылаясь на предоставленные администрацией Харабалинского района и в/ч №28004 омбудсмену данные, Пышная отметила, что "вопрос о пригодности для проживания жилых помещений в многоквартирных домах военного городка в порядке, предусмотренном постановлением правительства РФ от 28.01.2006 №47, не рассматривался, но его вынесение на заседание межведомственной комиссии является целесообразным".
Для принятия решения этой комиссии необходимо представить заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. Омбудсмен Андрей Спицын своим письмом, направленным в мае 2016 года, попросил начальника управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ОСК Южного военного округа инициировать такое обследование, однако ответа до сих пор не получил, отметила Пышная.
"По данным военной части, многоквартирные дома военного городка относятся к специализированному жилищному фонду. В то же время в вышеуказанных ордерах отсутствует отметка о принадлежности квартир Муруговой Г.М. и Рамазановой С.Г. к служебным жилым помещениям. Кроме того, право вселения в квартиру было предоставлено Муруговой Г.М. уже после прекращения ею трудовых отношений с Минобороны России. Таким образом, имеются основания для сомнений в том, что для заявительниц выделенные квартиры являются временным жильем. В 2004 году Муругова Г. М. и Рамазанова С. Г. были признаны нуждающимися в получении жилого помещения", - высказала позицию омбудсмена Юлия Пышная, ссылаясь на справки ФГУ "Астраханская КЭЧ района" от 28.04.11 № № 421, 411.
Юлия Пышная также сослалась на положения Жилищного кодекса (ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" и ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений), согласно которым "у Министерства обороны РФ сохраняются обязательства по обеспечению жильем по социальному найму лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года".
Кроме этого в пункте 65 Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны РФ на 2014 - 2016 годы (утвержден Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России, Министром обороны РФ 20.01.2014) также указывается на то, что "лица гражданского персонала, принятые на учет до 1 марта 2005 года по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма", указала Пышная.
"Имеется основание требовать переселения [Муруговой и Рамазановой] от военного ведомства. Но нужно признать дом либо аварийным, либо подлежащим реконструкции, либо получить заключение, что он пригоден для проживания. Мы провели работу для того, чтобы подготовить техническое заключение… о состоянии основных строительных конструкций здания. Это заключение в начале 2017 года поступило… в межведомственную комиссию Харабалинского района. Это единственный орган, который может принять решение о том, что дом аварийный", - пояснила Юлия Пышная.
По словам сотрудницы аппарата омбудсмена, заседание межведомственной комиссии состоялось 16 марта 2017 года. Но омбудсмен так и не получил ответа на свой запрос. Ему не сообщили о результатах экспертизы и не дали ответ на вопрос, направлены ли материалы комиссии в Министерство обороны РФ.
"В этой связи мы направили обращение в прокуратуру Харабалинского района, чтобы она оказала содействие в решение этого вопроса", - пояснила Пышная.
Дом, в котором проживают пенсионерки, признан аварийным, сообщили в администрации района
Заместитель главы администрации МО "Харабалинский район" Наталья Аншакова в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" заявила, что администрация района "отношение к этому дому не имеет".
"Этот жилой дом находится на балансе Министерства обороны на территории военного городка, который на сегодняшний день является закрытым… По существу жилищных условий гражданок Муруговой и Рамазановой пояснить ничего не могу, потому что к нам они не обращались, потому что им ордер, скорее всего, выписывала и вселяла их войсковая часть", - пояснила Наталья Аншакова.
Она рассказала, что в апреле 2017 года войсковая часть №28004-з обратилась в межведомственную комиссию районной администрации с просьбой признать дом №24 аварийным. Межведомственная комиссия, по словам чиновницы, рассмотрела результаты экспертизы и признала дом №24 аварийным и подлежащим сносу.
Пенсионерок нужно обеспечить пока хотя бы временным жильём, считает юрист
Сам факт проживания в Астраханской области в военном городке №135 пенсионерок Муруговой и Рамазановой в доме, признанном межведомственной комиссией Харабалинского района аварийным и подлежащим сносу, вызывает вопросы у кандидата юридических наук, доцента юридического факультета Астраханского государственного университета Андрея Дегтерева.
никто из чиновников не задумывается, что в этом доме проживают живые люди, что их жизни и их здоровью грозит опасность в любой момент
"Проще всего говорить, что дом не принадлежит администрации МО "Харабалинский район", что он находится на балансе Министерства обороны на территории военного городка, что воинская часть является закрытой. Все эти отговорки не решают возникшую проблему. И никто из чиновников не задумывается, что в этом доме проживают живые люди, что их жизни и их здоровью грозит опасность в любой момент. И не дай Бог с ними что-то случится. Халатность и попустительство чиновников обернётся для них судимостью", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Андрей Дегтерев, сославшись на статью 40 Конституции РФ, которая гласит, что каждый гражданин "имеет право на жилище".
Юрист отметил, что в случае, когда дом в военном городке был признан аварийным и подлежащим сносу, командир войсковой части обязан "как минимум расселить пенсионерок на территории военного городка до выяснения и выдачи им постоянного жилья, и не дожидаться приказа из ФГКО "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ".
"Военному прокурору необходимо также вмешаться в этот процесс и в порядке надзора внести представление об обеспечении пенсионерок хотя бы временным жильём", - подчеркнул Андрей Дегтерев.
Позиция командира войсковой части 28004-з полковника Игоря Брагилевского по этому вопросу изложена в его письме главе администрации Харабалинского района А.В. Штонде от 6.04.2017 №811. В письме, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла", говорится, что вопрос переселения гражданок "находится в компетенции ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
"Представители территориального управления (г. Астрахани)… имеют возможность переселить жильцов из дома №24 в свободный фонд военного городка №135 после предоставления Приказа Министерства обороны о признании дома аварийным", - пояснил Игорь Брагилевский.
Он также сообщил, что, согласно техническому заданию, к плану реконструкции военного городка №135 планируется выполнить демонтаж 10 двухэтажных домов на 80 квартир, в том числе и проблемного дома №24 и строительства на их месте пятиэтажного жилого дома на 75 квартир.
"Кавказский узел" в марте 2017 года отправил запросы в войсковую часть №28004-з и военному прокурору Южного военного округа с просьбой разъяснить ситуацию, сложившуюся по вопросу переселения пенсионерок Муруговой и Рамазановой из опасного жилья, но ответов на них пока нет.
Шойгу: Своих не бросаем!