11:39 / 11.11.2002Легенды и были национального вопроса. Зампред Совета Федерации Александр Торшин призвал политиков и журналистов к деликатности

У восточного мудреца спросили: "Какая разница между умным и мудрым человеком?" - "Умный найдет выход из любого положения, а мудрый не создаст положения, из которого надо искать выход". Эту притчу на экспертном совете у заместителя председателя Совета Федерации Александра Торшина рассказал доктор юридических наук, профессор Тарас Шамба.

Если следовать логике восточной мудрости, то руководителей советского, а потом и Российского государства, отстраивавших в течение десятилетий межнациональные отношения в России, нельзя назвать мудрыми. Проблемы (часть - по объективным причинам, часть - по субъективным) созданы, и сегодня мы их имеем по полной программе. Или, извините, они нас.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что газеты, журналы и телевидение не особо задумываются над тем, как осветить драку на рынке или факт постройки еще одной мечети в Казани. А читатели и зрители - над тем, как эту информацию интерпретировать. Стереотип прочно вошел в сегодняшнюю повседневность: драка на рынке - ищи "лиц кавказской национальности", открыли мечеть - жди пополнения рядов ваххабитов. Александр Торшин привел примеры заголовков, как он выразился, не из "желтых", а из демократических, считающих себя респектабельными, газет: "Чеченец русскому - не товарищ", "Обреченная нация", "Жидов побили, Россию не спасли", "Грузинский дипломат устроил резню в метро", "Главная черта русских - вороватость", а эксперты дополнили этот список некорректного, а то и просто хамского отношения коллег по журналистскому цеху к освещению деликатной проблемы.

Это с одной стороны. Не лучше обстоят дела и с другой. Данные опроса, проведенного в феврале этого года газетой азербайджанской общины в Москве, привел доктор философских наук, профессор Эдуард Баграмов. 3 процента москвичей не любят украинцев, 7 - молдаван и латышей, 8 - евреев, 11 - татар, 33 - грузин и цыган, 34 - армян, 40 - чеченцев, 44 - азербайджанцев. "Если это так, что мы делаем, чтобы преодолеть это?" - задается вопросом эксперт.

Справедливо замечено, что в мировой журналистской практике подобные вещи встречаются крайне редко. Более того, в корпорации Би-би-си, например, как было замечено в ходе заседания, не стесняются регламентировать деятельность сотрудников специальными документами: в частности, обращается внимание на то, что "черные люди и люди азиатского происхождения очень страдают по причине существования негативных стереотипов", так что "программы не должны допускать оскорбительных предположений или обобщений в своих сценариях, а интервьюируемые, которые их высказывают, должны оспариваться при каждой возможности".

Всё так. И тем не менее, принимая упреки в адрес СМИ, хочется заметить, что вряд ли журналистская корректность способна разрешить проблемы, которые нагромождались столько лет, а за последние годы лишь усугубились. Сила к печатному слову действительно возвращается, а телевизионную картинку уже давно можно относить к оружию массового поражения сознания, и всё-таки вряд ли принципа "не навреди", если вдруг журналисты начнут его придерживаться, будет достаточно, чтобы разгрести авгиевы конюшни межнациональных проблем. Милиционеры, конечно, не правы, что "пристают" исключительно к "лицам кавказской национальности" (на что обратил внимание в ходе дискуссии доктор юридических наук, профессор Борис Крылов). Но ведь и "лица" заблуждаются, когда считают Москву своим маленьким Тбилиси или Баку. Пожалуй, одной журналистской корректности будет недостаточно и для того, чтобы власти Татарстана поняли: в Татарстане живут не только татары и им, остальным, не с руки писать на латинице.

В июне 1996 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ "О концепции государственной национальной политики". Но, как замечает тот же Тарас Шамба, "концепция повисла в воздухе, так как никаких законов в её подкрепление не появилось". Но, думается, вряд ли даже самая замечательная концепция и свод законов будут полезны там, где нужна политическая воля и, извините, попросту окрик власти федеральной в адрес власти региональной, с трудом "отрыгивающей" тот суверенитет, которым в начале 1990-х подавилась. Недалекий пример. Председатель Госсобрания того же Башкортостана К.Толкачев заявил на днях, что республикой "будет заключен индивидуальный, а не типовой договор" с Центром. Центр молчит, как будто "инициатива" башкирских товарищей вписывается в нынешний курс на наведение порядка в выравнивании статусов и возможностей регионов по обустройству жизни своих граждан. Никак не обсуждается публично правомерность деления народов в РФ на титульные и нетитульные нации, хотя каждому ясно, что время говорить об этом пришло. Как пора попристальнее посмотреть на административно-территориальное деление в РФ и начать устранять когда-то "политически целесообразные" несуразицы. Владимир Вольфович, конечно, известный измеритель общественных настроений, но нельзя же отдавать ему монополию на здравый смысл.

Справедливо замечая, что "таким многоцветьем национальной политики не может похвастаться ни одно государство мира", Александр Торшин призывает журналистов и политиков к "особой деликатности, особому такту в освещении вопросов межнациональных отношений". Значит, время говорить "про это" открыто наступит не скоро. Тем более что, как замечает доктор философских наук, профессор Эдуард Баграмов, по-прежнему остается актуальной цитата из концепции 1996 года: "На государственном уровне ещё не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос, не стали нормой при разработке и проведении государственной национальной политики опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений..."

Члены экспертного совета посчитали, что торопиться в таком сложном деле всё-таки не стоит. Борис Крылов предложил создавать вокруг проблемы общественное мнение. Тарас Шамба - поработать группой ученых под руководством важных чинов. Эдуард Баграмов - "начать с переделки умов".

В ходе дискуссии зампред СФ Александр Торшин рассказал быль. В одном из селений Эвенкии прошла перепись. Мать - русская, отец - эвенк, а вот детей "распределили" так: троих записали русскими, троих - эвенками, одного - украинцем. При этом ни глава семейства, ни его спутница жизни никогда не бывали на Украине. Курьез? Возможно. Но если бы все межнациональные проблемы решались так просто.

Опубликовано 11 октября 2002 года

Автор:Кавказский Узел