ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На территории Астраханской области отсутствуют женские исправительные учреждения ФСИН России для отбывания наказания в виде лишения свободы, что приводит к проблемам для осужденных женщин и их детей, говорится в официальном ответе аппарата уполномоченного по правам человека в области "Кавказскому узлу".
На территории Астраханской области имеется пять исправительных учреждений, включая лечебную колонию №7 в городе Камызяк, однако все они предназначены для лиц мужского пола, сообщили "Кавказскому узлу" в аппарате регионального омбудсмена. Женщины, в отношении которых выносятся обвинительные приговоры, этапируются в другие регионы в связи с тем, что в области нет соответствующих мест отбывания наказания.
Так, бывший министр соцразвития и труда Астраханской области Екатерина Лукьяненко отбывает наказание в Ставропольском крае, осужденная по делу о торговле людьми в Астраханской области Наталья Краснова - в Тверской области. При этом у Лукьяненко под опекой находится несовершеннолетняя дочь, а у Красновой год назад погиб муж, и двоих малолетних детей под опеку взяли родственники.
Актуальный вопрос - отсрочка наказания для женщин с детьми
В аппарат уполномоченного по правам человека часто обращаются женщины по вопросу о применении к ним отсрочки отбывания наказания, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель аппарата уполномоченного по правам человека Даниар Батрашев.
"В 2016 году у нас было несколько таких обращений, - отметил он. – Чаще всего речь идет о двух статьях Уголовного кодекса – 228.1 (производство и сбыт наркотических средств) и ч.3 ст.264 (нарушение правил ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности смерть человека). Так, в Харабалинском районе женщину осудили по ч.3 ст.264 УК РФ и приговорили к двум годам колонии-поселения, и хотя ей предстояло рожать через три недели, отправили в Саратовскую область".
Страшнее всего, что во всех этих случаях страдают дети, в некоторых случаях еще не родившиеся, которые являются невольными заложниками ситуации
Также Батрашев рассказал об обращении женщины, осужденной за аналогичное преступление и имеющей несовершеннолетнего ребенка. "Преступление является неумышленным, относящимся к категории небольшой тяжести, - отметил он. - Муж осужденной и отец ребенка – единственный кормилец, работа его носит вахтовый характер, и в этой связи он вынужден подолгу бывать вне дома. Трудоустроиться в другое место проблематично, да и какой смысл – ведь его работа приносит стабильный доход и позволяет достойно содержать семью. Тем не менее, отсрочку отбывания наказания ей не дали и этапировали в Ставропольский край. Органы опеки уже в августе месяце ставили вопрос об оформлении опеки над малолетним ребенком. Опеку оформили родственники, чтобы не допустить нарушения права ребенка на воспитание в родной семье".
Согласно статье 82 УК РФ, осужденным, в том числе беременной женщине, женщине имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста.
Сейчас в производстве аппарата уполномоченного по правам человека Астраханской области находятся еще несколько обращений за 2017 год. "Все эти женщины содержатся под стражей в ожидании суда, и всех их объединяет одно – они либо ждут, либо воспитывают ребенка, причем подчас являются одинокими матерями", - сказал Батрашев.
По его словам, вопрос не только в непредоставлении отсрочек женщинам, "но и вообще в избрании им такой меры пресечения как содержание под стражей". "Почему с учётом их положения не избрать им домашний арест? Страшнее всего, что во всех этих случаях страдают дети, в некоторых случаях еще не родившиеся, которые являются невольными заложниками ситуации", - отметил он.
Внимания требуют медицинское обеспечение и соблюдение социальных прав
"В аппарат уполномоченного по правам человека в Астраханской области в 2017 году поступили обращения от лиц, отбывающих либо отбывавших наказание в виде лишения свободы, по поводу нарушения их трудовых прав, а также по вопросу о невозможности реализации права на социальное обеспечение (оформление пенсии) в связи с отсутствием в ИК-2 сведений о факте работы в период отбывания наказания и размере заработка", - говорится в официальном ответе аппарата регионального омбудсмена на запрос "Кавказского узла".
Дела по данным жалобам в настоящее время находятся в производстве уполномоченного по правам человека в области. "Предварительное изучение проблемы выявило, что одной из предпосылок её возникновения является "ведомственное регулирование", - отмечается в документе.
Как выяснили в аппарате уполномоченного по правам человека, в исправительных учреждениях региона трудовые отношения с осужденными строятся на основании рекомендательного письма министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.08.2014 года за подписью заместителя министра Любови Ельцовой.
В нем, в частности, говорится, что "осужденные привлекаются к труду в соответствии с требованием уголовно-исполнительного законодательства, в связи с этим нормы трудового законодательства на них распространяются в ограниченном объеме". В данном письме указывается, что на лиц, осужденных к лишению свободы, не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок заключения трудового договора, перевода на другую работу, расторжения трудового договора". По мнению министерства, "исправительное учреждение не вправе оформлять трудовые книжки осужденным".
Астраханский омбудсмен Андрей Спицын поставил перед уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной Москальковой вопрос о необходимости направления обращения в Минтруда, чтобы уточнить изложенные в письме рекомендации.
Проблема стала очевидной в рамках изучения аппаратом уполномоченного по правам человека дела по назначению пенсии гражданину РФ, который ранее отбывал наказание в астраханской ИК-2. Когда пришло время оформлять пенсию, мужчина обратился к администрации колонии для получения справки о работе. "Ему предоставили справку за тот период, когда он работал по окладу. Но в своей жалобе он указывает, что работал каждый день. Мужчина работал по сдельной оплате труда, и именно эти работы не отражены в справках для начисления пенсии, так как ему ответили, что такой учет не ведется", - рассказали в аппарате.
В аппарате уполномоченного по правам человека в Астраханской области указывают и на многочисленны обращения по факту ненадлежащего оказания медицинской помощи осужденным и отбывающим наказание.
Так, на контроле омбудсмена с августа 2014 года находится медицинская помощь отбывающему наказание в одной из местных колоний, которому до обращения к правозащитникам медпомощь не оказывалась совсем. При этом до сих пор осужденный периодически с острой болью в животе увозится в лечебные заведения, однако диагноз за эти три года так и не поставлен, отметили в аппарате уполномоченного.
Комментариями от представителей УФСИН России по Астраханской области относительно озвученной аппаратом регионального омбудсмена информации "Кавказский узел" пока не располагает.
Напомним, что начальник УФСИН России по Астраханской области Алексей Киктев подозревается в незаконном использовании труда заключенных и отстранен от должности. 31 января следствие сообщило, что в отношении Киктева возбуждено дело о превышении должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ). Санкции этой статьи УК РФ предусматривают до четырех лет лишения свободы. Киктев находится под домашним арестом. Защита не согласна с обвинениями, сам Киктев показаний следствию не дает.
Отметим также, что в 2012 году был осужден возглавлявший тогда УФСИН России по Астраханской области Анатолий Александрин, он получил условный срок за злоупотребление должностными полномочиями. Вместе с ним на скамье подсудимых оказались глава исправительной колонии №8, три его заместителя и еще три сотрудника колонии.