23:58 / 22.03.2017Разработчики AdvoCall пообещали привлечь к сервису квалифицированных адвокатов

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Круглосуточный онлайн-сервис юридической помощи AdvoCall запустило в тестовом режиме адвокатское бюро известного юриста, уроженца Северного Кавказа Калоя Ахильгова. Сервис, с помощью которого можно будет оперативно вызвать адвоката, пока будет работать только в Москве и Подмосковье, но разработчики планируют расширить зону его работы и функционал приложения, чтобы его можно было использовать для сбора доказательств защиты. 

"Кавказский узел" попросил подробнее рассказать о сервисе участников разработки приложения: адвокатов Калоя Ахильгова и Александра Обозова, а также программиста Антона Зевахина. Приложение подсказывает пользователю, как действовать во время обыска, допроса и задержания, рассказали разработчики. По словам адвокатов, сервисом будут пользоваться те, кому нужна неотложная юридическая помощь.

Как работает AdvoCall

Приложение для iPhone под названием AdvoCall, уже доступное для скачивания, было выпущено адвокатским бюро Калоя Ахильгова и представителями адвокатского сообщества. В настоящее время приложение доступно для скачивания в Apple Store. В скором времени такая же возможность появится и у пользователей на платформе Android, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" разработчики.

В приложении действует возможность экстренного вызова адвоката посредством "тревожной кнопки". Также AdvoCall даст пользователю алгоритм действий при задержании или обыске до приезда адвоката, сообщит родным и близким об экстренной ситуации и "в течение 30 минут предоставит задержанному качественного адвоката, который гарантированно будет отстаивать интересы в ходе следствия", пояснили разработчики.

После скачивания из AppStore для начала работы с приложением пользователю необходимо заполнить свой профиль. Разработчик рекомендует максимально полно заполнить личные данные, а также загрузить фотографию для более быстрой идентификации клиента.

Интерфейс пока состоит из трех модулей: "профиля", "инструкций" и раздела "тур", в котором проиллюстрирован будущий алгоритм работы приложения.

Раздел инструкций разъясняет алгоритм действий человека во время обыска, допроса и задержания, где каждый из разделов включает подразделы с разъяснением терминологии, содержания того или иного процессуального действия, оснований и условий его проведения, а также лиц, которые могут участвовать в проведении этого действия.

Также разъясняется содержание процессуальных документов, как то постановлений на проведение обыска. Сообщается об обязательных реквизитах таких документов, полномочиях лиц, которые могут выносить и подписывать решения о проведении обыска.

Кроме того, в приложении сообщается о порядке проведения обыска или иного процессуального действия, составе лиц, времени проведения, разъясняются права и обязанности лица, в отношении которого проводятся следственные или иные действия. Разъясняется, как должны быть заполнены протоколы того или иного процессуального действия, какие обязательные моменты и обстоятельства их проведения должны быть в них отражены.

Разработчики надеются сделать сервис всероссийским

Идея создания мобильного приложения принадлежит московскому адвокату Калою Ахильгову. С его слов, "на российском рынке сегодня нет аналогов этому продукту".

"Что-то похожее есть на украинском рынке, больше мы нигде не встречали ничего подобного", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Ахильгов.

"Насколько нам известно, в Украине аналогичное приложение пользуется большим спросом. Они выходили с этим приложением на конкурс в Гааге по доступности права в странах, где нарушают права человека; победили и получили грант", – рассказал в свою очередь программист и разработчик приложения Антон Зевахин.

На первом этапе в зону обслуживания будут входить Москва и Московская область, говорит Калой Ахильгов.

"Изначально мы подготовили всю инфраструктуру для регионов России, потому что мы понимаем большую актуальность этого приложения для нашей страны. Экстренные ситуации, когда нужен адвокат, в нашей жизни очень часты. Мы проведем тестирование на уровне Москвы, и, соответственно, выйдем в другие регионы для того, чтобы распространиться по всей стране", – указал он.

Калой Ахильгов родился во Владикавказе, после осетино-ингушского конфликта переехал с семьей в Ингушетию. Активно участвовал в общественной деятельности республики, руководил пресс-службой президента и правительства Ингушетии, но ушел с этой должности в 2010 году, выразив несогласие с кадровой политикой Юнус-Бека Евкурова.

AdvoCall может использоваться как инструмент для доказательной базы

Юристы работают над тем, чтобы в процессе развития приложения его можно было использовать как инструмент для доказательной базы, в том числе интегрировав в него технологии блокчейн (база данных для хранения сведений о транзакциях. - Прим. "Кавказского узла"), производство аудиозаписи происходящего и другие возможности.

По мнению Калоя Ахильгова, приложение облегчит адвокатам работу с доверителем в части предварительного обмена персональными данными и иной информацией.

"До момента, как адвокат приедет на место обыска или задержания, мы можем иметь контакт с доверителем посредством этого приложения, давать ему консультации", – пояснил он.

По прибытии на место адвокат предъявляет следователю или оперуполномоченному ордер на месте, как защитник конкретного доверителя. Работа над технологией блокчейна как раз и даст возможность выписывать ордер дистанционно, продолжил Калой.

"Она позволит нам дистанционно выписывать официальные, необходимые документы, в том числе такие, как подписанные соглашения и ордер. Ордер сам по себе в электронном виде не может являться документом, подтверждающим защиту, но в электронном виде мы можем выписывать карточку доверителя, которая предполагает, что конкретный адвокат в определенной ситуации является защитником конкретного лица и эта карточка может быть предъявлена следователю, который в соответствии с УПК должен будет вызвать именно этого адвоката", – рассказал Ахильгов.

AdvoCall существует почти две недели, и кампания по продвижению его только началась. Однако уже сейчас можно говорить о том, что современные методы коммуникации адвоката с подзащитным, которые предлагает приложение, востребованы, считает председатель коллегии адвокатов "Союз московских адвокатов" Александр Обозов.

"Часто возникают такие ситуации, когда людям нужна неотложная юридическая помощь. Естественно, когда правоохранительные органы приходят для проведения следственных действий, выемки, обысков – все эти действия происходят без предварительного уведомления лица, в отношении которого это происходит. И когда у человека или группы людей случается это неприятное событие, то, естественно, им нужен адвокат здесь и сейчас, и иногда на это есть лишь несколько секунд, чтобы подыскать себе адвоката. Такое программное обеспечение решает эту задачу", – рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".

При этом, по мнению Обозова, самим адвокатам такая форма взаимодействия, скорее, усложняет работу.

"Адвокаты – люди степенные, привыкли входить в дело не спеша, а здесь – поступил сигнал, и адвокат должен собраться и тут же выехать в направлении доверителя. Тем не менее, в первую очередь здесь нужно руководствоваться не интересами адвоката, а тех людей, которым нужна юридическая помощь, и довольно большое количество адвокатов готовы работать в таком режиме", – уверен Обозов.

Задача разработчиков – добиться максимально быстрой работы приложения

По технической оснащенности AdvoCall сравним с приложением Uber, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Антон Зевахин.

"По поводу технологий, применяемых в разработке, – они довольно интересные. Это база данных в режиме реального времени, позволяющая нам за доли секунд обрабатывать любые изменения, происходящие с пользователем, в том числе изменения по заявкам. Если он активировал тревожную кнопку, то мы и адвокаты узнаем об этом сразу, без задержки. Если человек начал перемещаться, его везут в какое-то отделение полиции, мы будем получать его координаты в режиме реального времени, и мы будем знать, куда ехать адвокату для оказания ему помощи", – описал Зевахин.

После активации тревожной кнопки есть возможность в появившемся чате сообщить о ситуации, в которой оказался пользователь, и сообщить о своем местоположении.

"И эти данные получит наш диспетчер и адвокат. В следующих версиях мы доработаем возможность отправить в чат геолокацию и голосовые сообщения, фотографии, что поможет конкретизировать ситуацию, с которой столкнулся человек", – рассказал программист.

Разработчик также сообщил о планах "использовать приложение как диктофон, запись с которого впоследствии может быть предъявлена в суде или на стадии следствия как вещественное доказательство".

"Мы старались сделать очень простой интерфейс, чтобы человек сразу же понимал, что делать с этим приложением, но "под капотом" там самая современная начинка. Мы используемым современные разработки технологий в режиме реального времени, базу данных от Google, где постоянно выходят обновления, и мы все их подключаем к приложению", – заключил Антон Зевахин.

Нарушения прав подследственных и воспрепятствования работе адвокатов повсеместно происходят на Северном Кавказе, в частности в Дагестане, о чем неоднократно заявляли местные адвокаты. В республике сложилась практика необоснованного недопуска защитников в СИЗО, рассказала в 2016 году адвокат Сапият Магомедова. О том, что в практику силовиков все шире входят пытки подследственных, а процессуальное равенство сторон, декларированное в законе, на деле не соблюдается, заявляли еще в 2012 году  участники пресс-конференции в Адвокатской палате Дагестана.

Сервис будет платным, и адвокаты для него проходят специальный отбор

Как заверяют авторы сервиса, у пользователя "нет никакой обязанности заключать соглашение с вызванным адвокатом на весь период следствия".

"Возможен вызов адвоката на период проведения конкретного следственного действия. При этом знайте, что качество защиты в будущем зависит, в том числе и от тех нарушений, которые зафиксированы на следственных действиях. Чаще всего при обыске или задержании звонить не позволяют, но воспользоваться на пару секунд приложением вполне реально. И если потенциальный доверитель нажмет кнопку и не сможет ответить на сообщение или звонок, то мы воспринимаем это как угрозу и мгновенно реагируем, и адвокат выезжает на место", – говорится в описании к приложению.

На вопрос о стоимости услуг и том, как будет гарантирована кредитоспособность потенциального клиента, Ахильгов сообщил, что разработчики готовят интеграцию в приложение модуля с прейскурантом.

"Что касается кредитоспособности клиента – мы подготовили информацию о том, что будет раздел расценок стоимости услуг адвоката. Сначала мы хотели избежать этого, потому что приложение рассчитано на экстренные ситуации, а в таких ситуациях человек готов платить деньги для обеспечения своей безопасности. Поскольку аналогов у нас нет, и мы проходим это опытным путем, мы пришли к тому, что надо будет использовать раздел стоимости услуг, обозначать хотя бы нижний порог, чтобы люди понимали, от какой цены и выше будут стоить услуги", – сказал Ахильгов.

На тот случай, если адвокат выехал на вызов, но доверитель не сможет оплатить его услуги, у разработчиков есть соглашение с адвокатами, предусматривающее выплату минимальной стоимости выезда.

"AdvoCall сам будет в этом случае выплачивать гонорар адвокату. Я общался с порядка тридцатью адвокатами, никто из них не отказался от участия в проекте. Когда мы начнем сообщать об этом приложении, думаю, желающих участвовать в проекте будет больше", – считает Ахильгов.

Интерфейс приложения будет позволять идентифицировать максимально точно проблему, с которой обращается клиент, и специалиста, который ему необходим в конкретной ситуации, рассказал Антон Зевахин.

"Здесь немного более тонкая ситуация, чем когда мы вызываем такси и уверены, что к нам приедет водитель на определенного класса машине. В нашем случае адвокаты подразделяются по направлениям права, в которых они специализируются, и у нас будет такая классификация. Большинство адвокатов у нас по уголовным делам, потому что мы специализируемся на этом направлении, и когда мы нажимаем тревожную кнопку, человек может быть уверен, что к нему приедет специалист по уголовному праву", – объяснил программист.

Сотрудничество со специалистами в рамках проекта AdvoCall будет происходить путем отбора, рассказал Александр Обозов.

"Безусловно, отбор происходит по профессиональным критериям, особенно среди тех адвокатов, которые работают по этой системе. Но, теоретически, возможны накладки, как и в любом рабочем механизме. Сейчас, конечно, мы можем только предполагать, однако все это будет анализироваться и будут приниматься меры", – ответил он на вопрос о гарантиях квалификации адвоката.

Критики AdvoCall сомневаются в квалификации адвокатов

Критические комментарии юристов по поводу сервиса AdvoCall 21 марта опубликовало на своем сайте Business.FM.

Так, адвокат Александр Карабанов сказал, что "это будет неэффективный сервис, потому что действительно много непрофессиональных людей, которые выдают себя за адвокатов". Вместе с тем его критика в основном связана с вопросом определения адвоката для пользователя, который, по словам разработчиков, уже решен.

"Если адвокат, например, работает по гражданскому праву, он по уголовному праву работать не может. Там очень много нюансов. Потенциальным клиентам, кто будет пользоваться этим приложением, я могу сказать, не будет оказана надлежащая услуга только потому, что у них нет фактически возможности влиять на того специалиста, который к ним приедет", – сказал Карабанов.

Другой автор критического комментария, адвокат Генри Резник, заявил, что ему "трудно представить каких-нибудь идиотов, которые будут вызывать незнакомых адвокатов, тыкать, и будет приезжать абсолютно не известный ему человек".

Также приложение прокомментировал юрист, бывший детский омбудсмен России (2009 – 2016) Павел Астахов. В отличие от Резника, он себе работу приложения представить смог, но выразил уверенность, что "абсолютное большинство адвокатов вряд ли будут в это играть, поэтому, очевидно, такой бизнес долго не просуществует".

"С точки зрения и возможности использования такой услуги, наверное, теоретически и даже практически это возможно. Другой вопрос, что для этого должны быть мобильные адвокаты, а это только самые молодые и начинающие адвокаты", – сказал Астахов.

Автор:Магомед Туаев