ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Элистинский горсуд проигнорировал требования защиты перенести заседание по делу о преднамеренном банкротстве компании "Дальняя степь" для лечения подсудимого и ознакомления одного из адвокатов с материалами дела. Судья вернул к участию в судебном разбирательстве государственного адвоката, несмотря на отказ от него обвиняемого Александра Долженко.
"Кавказский узел" писал, что конкурсный управляющий компании "Дальняя степь", житель Ставрополья Александр Долженко обвиняется в пособничестве в преднамеренном банкротстве этого предприятия. По версии следствия, Долженко находился в сговоре с гендиректором "Дальней степи", главой Hermitage Capital Уильямом Браудером - британским бизнесменом, который владел акциями "Газпрома" и был заочно осужден в России на девять лет. Сам Долженко вину отрицает.
Дело Браудера, одним из эпизодов которого является дело о преднамеренном банкротстве компании "Дальняя степь", получило широкую известность после смерти в российской тюрьме одного из обвиняемых, юриста Сергея Магнитского. Браудер обвинил российские власти в покрывательстве преступлений. После этого Европарламент проголосовал за введение санкций против всех, кто имел отношение к преследованию юриста, а швейцарские банки арестовали их счета. В США в декабре 2012 года был принят "закон Магнитского", которому в декабре 2016 года был придан глобальный статус. Он позволяет вносить в санкционные списки США граждан любых стран, которые, по мнению США, "ответственны за внесудебные убийства, пытки или любые другие действия, которые нарушают права человека".
Судебное заседание 15 марта началось в 10.00. Слушателей в зале не было, как и других представителей прессы. До обеденного перерыва защиту Долженко, как и днем ранее, представляли адвокаты Надежда Ермолаева и Таулан Эбзеев, которые заявили несколько ходатайств, в том числе о госпитализации своего доверителя, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
По словам Долженко, у него было диагностировано дерматологическое заболевание.
"Оно опасно для окружающих", - уточнил Эбзеев и попросил судью отложить разбирательство на две недели.
При этом прокурор возразил, что обвиняемому "по месту проведения судебного заседания" уже оказывалась медицинская помощь.
"Суд не считает возможным удовлетворить ходатайство, - заявил судья. – Таблетки пейте, вот и все, что врачи прописали".
Также защитой были заявлены ходатайства о переносе заседания для того, чтобы "предоставить разумный срок для ознакомления с материалами дела" адвокату Эбзееву, об изъятии из дела протокола выемки документов ЗАО КБ "Ситибанк" и заключения финансово-экономической экспертизы, которые, по словам защиты, были проведены с нарушением действующего законодательства. Однако суд согласился с позицией гособвинения и отказал в удовлетворении ходатайств, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Адвокаты вновь заявили отвод председательствующему
Защита также заявила очередной отвод председательствующему, в связи с тем, что ранее "судья работал специалистом налоговой инспекции", сообщает корреспондент "Кавказского узла".
"Поскольку по этому делу потерпевшей стороной признана Федеральная налоговая служба РФ, имеются основания полагать, что судья может быть прямо или косвенно заинтересован в исходе дела в пользу потерпевшего", - пояснила до перерыва адвокат Ермолаева.
В ответ на это прокурор зачитал часть 1 статьи 61 УПК РФ: "Судья, прокурор, следователь, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он: 1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу; 2) участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, а судья также - в качестве дознавателя, следователя, прокурора в производстве по данному уголовному делу; 3) является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу", и добавил, что считает ходатайство необоснованным.
Судья объявил перерыв, после которого отклонил ходатайство защиты.
Государственный адвокат вновь возвращен в дело
После перерыва адвокат Эбзеев передал суду заявление адвоката Ермолаевой о том, что она вынуждена была уехать на другой процесс, о чем предупреждала на заседании 14 марта, и вновь попросил суд отложить разбирательство.
Прокурор посчитал, что ходатайство адвоката необходимо удовлетворить, но "отложить судебное заседание на завтрашний день".
После объявленного судьей пятиминутного перерыва судебное заседание продолжилось с участием государственного защитника Карины Доржиновой. При этом Эбзеев напомнил, что Долженко уже "письменно отказался от услуг назначенного адвоката".
В свою очередь судья объяснил назначение Доржиновой тем, что "остальные защитники не явились на судебное заседание".
По данным защиты, заседание суда 10 марта началось с того, что утром Долженко стало плохо, его на "скорой" увезли в больницу, где он пробыл до 12.00. "Все это время мы находились в суде, а в 12.00 подали заявления о том, что не можем больше ждать, поскольку вторая половина дня у нас оставалась занятой – и уехали из Элисты", - отметила Ермолаева.
Она пояснила, что из больницы сотрудники УФСИН привезли Долженко в суд, на заседании ему опять стало плохо, и вновь потребовалась помощь врачей. Но, по ее словам, и после этого Долженко снова привезли в суд. Ермолаева также отметила, что защитник по соглашению "был исключен из процесса", а в судебном заседании продолжила участвовать адвокат по назначению, хотя "Долженко отказался от ее услуг".
Государственный обвинитель заявила, что "процессуальные моменты были соблюдены", поскольку "после неоднократных срывов судебных заседаний ввиду неявки адвокатов по неуважительной причине, сторона защита была заблаговременно оповещена, что судья вправе сам назначить адвоката".
При этом сама Доржинова поддержала ходатайство защиты, отметив, что "Долженко вправе отказаться от адвоката". Однако судья решил продолжить заседание и по просьбе назначенного адвоката отвел "20 минут на согласование позиции защиты", сообщает корреспондент "Кавказского узла".
После очередного перерыва Доржинова заявила, что "только что поступило письменное заявление Долженко", в котором он отказывается от ее услуг, в связи с чем она попросила разрешить ей покинуть зал заседаний и дать адвокату Эбзееву время для ознакомления с материалами дела".
Эбзеев поддержал заявленное ходатайство. "Если суду требуется номинальный адвокат, то он имеется здесь. Мое положение гораздо лучше, чем положение защитника, от которого отказался доверитель", - обратился он к судье.
"Вопрос был рассмотрен полчаса назад, отказ от защитника судом не принят", - прервал его председательствующий и спросил у Эбзеева, имеются ли у него дополнения к судебному следствию.
Адвокат заявил ходатайство о вызове на допрос в качестве свидетелей лиц, связанных с обстоятельством проведения налоговых проверок в ООО "Дальняя степь".
Долженко поддержал защитника, пояснив, что "все эти люди были задействованы в 2004-2005 годах, когда были созданы условия, которые привели к ухудшению финансового состояния должника и привели к банкротству".
Гособвинение не стало возражать против ходатайства. При этом прокурор напомнила, что согласно постановлению Конституционного суда, сотрудники МВД не допрашиваются в качестве свидетелей. Представители обвинения также отметили, что они не против вызова свидетелей, о которых нет сведений, и согласны на оглашение показаний тех, о ком есть сведения".
Эбзеев возразил, что защита настаивает именно на вызове свидетелей для допроса в зале суда.
Суд посчитал ходатайство защиты "не подлежащим удовлетворению" и снова предложил перейти к исследованию доказательств защиты.
Эбзеев, в свою очередь, опять попросил отложить заседание "хотя бы на неделю". "Сейчас я не ориентируюсь в деле, как и адвокат по назначению. Это напрямую нарушает право на защиту моего доверителя", - добавил адвокат.
Государственный защитник также попросила суд предоставить ей время.
Судья назначил следующее заседание на 16 марта, сообщает корреспондент "Кавказского узла".